Департамент образования г. Саров

 

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

 

         Утверждено:

                                                    приказом директора школы №10 7/1п

            от 03.10.2011

 

 

Дополнительная образовательная программа по лечебной физической культуре для 1-4 классов

(модифицированная на основе программы А.В.Попкова. Антистрессовая пластическая гинмастика)

 

 

 

 

Срок обучения – 4 года.

Возраст учащихся с 7 – 11 лет

 

                    Разработала:

                                                                 Учитель   Лосева Светлана Викторовна

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

Саров

2011г.

 

 

Содержание.

I.        Пояснительная записка.

II.     Учебно – тематическое планирование.

III.  Содержание программы.

IV.   Методическое обеспечение.

 

V.     Список литературы.

VI.   Приложение.

6.1.Антистрессовая пластическая гимнастика.

6.2.Комплексы упражнений для формирования правильной осанки.

6.3.Комплексы дыхательной гимнастики.

6.4.Упражнения на тренажерах.

6.5.Комплексы упражнений на мягкой опоре.

6.6.Упражнения с гимнастической палкой.

6.7.Упражнения со скакалкой.

6.8.Упражнения для профилактики плоскостопия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно – двигательного аппарата. В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально – экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний опорно – двигательного аппарата, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что в свою очередь, может привести к серьезным заболеваниям.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно – двигательного аппарата. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени.

Особенно необходимы занятия лечебной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования специальных упражнений, что и нашло отражение в данной программе.

Отличительной особенностью данной программы является применение элементов «Антистрессовой пластической гимнастики». На основе программы Антистрессовая пластическая гимнастика – автор А.В.Попков.

Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) представляет собой метод психофизической тренировки, специально разработанный для его использования в ситуациях повышенных нагрузок стрессорного  характера как средство защиты от их негативного воздействия на психику.

В то же время эта задача решается в контексте физической тренировки, что позволяет свести к минимуму возможность дисбаланса напряжений и обеспечивать плавный вход в режим обычных и повышенных нагрузок.

Подобный щадящий подход позволяет привлекать обучающихся без риска перегрузок и в тоже время  гарантирует выраженный  эффект повышения тонуса и улучшения их общего состояния.

АПГ объединяет в себе западные и восточные подходы к здоровью человека и включает в себя технику расслабления, психотренинг в движении, безболевой  массаж суставов, бег, основы пластики и танца.

Метод опирается на воспитание культуры движения, способствует развитию творческих возможностей и эстетическому восприятию.

АПГ – это прежде всего целостный подход к нравственному и физическому здоровью человеку, основанный на совершенствовании качества процесса физического движения, равновесия нервной системы и мышления.

Реализация содержания программы требует специальной подготовки педагога: обучению основам антистрессовой пластической гимнастики.

 

Вводя дополнительные занятия лечебной физкультуры среди учащихся 1-4 классов, целесообразно объяснить  детям и родителям, что эти занятия в первую очередь направлены, не на то, чтобы лечить, а на то, чтобы не приобрести заболевания, чтобы учиться самому,  тренировать свое тело, т.е на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата.

 

Общая цель программы  по лечебной физической культуре – улучшение состояния физического развития каждого ребенка с учетом возрастных и физиологических особенностей.

В процессе обучения ребёнок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приёмов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду интенсивности биологического развития ребёнка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

 

 

Оздоровительные:

Участники программы: программа по лечебной физической культуре  рассчитана на учащихся 1-4 классов. В группы принимаются дети на добровольной основе. При поступлении необходимо письменное заявление родителей.  Наполняемость группы – до 12 детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 1час.

Дни дополнительных занятий выбираются в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей,  в соответствии с расписанием основных занятий.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения программы по лечебной физической культуре учащиеся должны достигнуть следующего уровня.

Знать и иметь представление:

Уметь:

Анализ результатов освоения программы осуществляется следующими способами:

Методическое обеспечение образовательной программы.

Формы занятий:

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:

Эффективность реализации программы:

Программа предусматривает изучение теоретического материала, технической подготовки и физической подготовки.

 

-Теоретическая подготовка предполагает формирование знаний по лечебной гимнастике.

 

-Техническая подготовка ориентирована на освоение учащимися элементов (Антистрессовой пластической гимнастики)

 

    -Физическая подготовка связана с развитием двигательных качеств: силы, выносливости, гибкости, координации движений.           

      Теоретическая и практическая подготовка осуществляются в комплексе, в процессе занятий.

Примерное распределение программного материала в учебных часах по лечебной физической культуре (из расчета 1 час в неделю) за год

класс

Продолжительность занятий

Периодичность

В неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

1 час

1 раз

1 час

33 часа

2

1 час

1 раз

1 час

34 часа

3

1 час

1 раз

1 час

34 часа

4

1 час

1 раз

1 час

34 часа

 

Программа может корректироваться ежегодно в зависимости от условий реализации и контингента детей.

 

II.  Учебно - тематический план.

 

Разделы программы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

четверть

четверть

четверть

четверть

 

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Теоретическая подготовка

В процессе занятий

Техническая подготовка

6

5

6

4

6

5

6

5

5

4

6

5

5

4

6

5

Физическая подготовка

3

2

3

4

3

2

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

Итого:

9

7

9

8

9

7

10

8

9

7

10

8

9

7

10

8

Всего за год:

33

34

34

34


 

III. Содержание программы.

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Теоритическая подготовка

Техника безопасности при выполнении упражнений с предметами и на тренажерах. 

 

Пульсометрия.

 

Правила поведения во время занятий на тренажерах.

 

Твой организм.

 

Дыхание в покое и в процессе выполнения физических упражнений.

 

Правила личной гигиены.

 

Об основах антистрессовой пластической гимнастики.

 

О понятии здоровья.

 

Нравственное и физическое здоровье.

Нрав­ственное здоровье - основа общего здоровья человека.

 

Техника безопасности при выполнении упражнений с предметами и на тренажерах. 

 

Пульсометрия.

 

Правила поведения во время занятий на тренажерах.

 

Твой организм.

 

Дыхание в покое и в процессе выполнения физических упражнений.

 

Правила личной гигиены.

О понятии движения.

 

Что такое плавное движение.

Плавность движения как основа его естественности и красоты.

 

Как плавное дви­жение влияет на наше здоровье и настроение.

 

О понятии образного мышления.

 

Что такое мыслеобраз.

 

Природ­ные мыслеобразы, отражающие плавный характер движения.

 

Техника безопасности при выполнении упражнений с предметами и на тренажерах. 

 

Пульсометрия.

 

Правила поведения во время занятий на тренажерах.

 

Твой организм.

 

Дыхание в покое и в процессе выполнения физических упражнений.

 

Правила личной гигиены.

 

О синхронности коллективного движения.

 

Для чего необходимо синхронное движение в АПГ.

 

Что такое импровизация в движении.

 

Об импровизации в АПГ.

 

Взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием и духовным развитием.

 

Эмоции (приятные и неприятные, их отличия).

 

Ответственное и безответственное выражение эмоций.

 

Техника безопасности при выполнении упражнений с предметами и на тренажерах. 

 

Пульсометрия.

 

Правила поведения во время занятий на тренажерах.

 

Твой организм.

 

Дыхание в покое и в процессе выполнения физических упражнений.

 

Правила личной гигиены.

 

Положительные и отрицательные качества характера (рассказать о себе и своих знакомых).

 

Почему люди должны быть внимательны­ми друг к другу и помогать в любом деле своим друзьям.

 

Взаимодей­ствие людей: как человек может помочь или навредить другому.

 

Доб­рота и сердечное отношение к друзьям и родным - залог успеха и здоровья.

 

Техническая подготовка

Элементы АПГ.

Вводный раздел:

Движения руками, напоминающие оглаживание шара. Движения руками, напоминающие вращение ручки ворота ко­лодца, сочетающиеся с «переливанием» веса с одной ноги на другую.

 

Техника перемещения:

Подготовительные упражнения к перемещениям – наклоны с «переливанием» веса с одной ноги на другую.

 

Суставный массаж:

Подготовительное упражнение к суставно­му массажу - потягивание в плечевом поясе (утренние «потягуш­ки») в сочетании с наклонами (сидя).

 

 

Элементы АПГ.

Вводный раздел:

Повороты корпуса вправо и влево, держа руки в кольце на уровне плеч («каравай»), не отрывая стоп от пола. То же, но с более глубокой скрут­кой тела, поочередно отрывая стопы от пола.

 

Техника перемещения:

Фронтальные перемещения: при пассивном положении рук, при активной работе рук.

 

Суставный массаж:

Массаж суставов ног: враще­ние стопы, скрутка стопы, упражнение для коленного сустава, уп­ражнение для тазобедренного сустава.

 

 

Элементы АПГ.

Вводный раздел:

Вращение плечами впе­ред и назад. Вращение глаз и головы в обе стороны; наклоны вперед, влево и вправо.

 

Техника перемещения:

Боковые перемещения: при пассивном положении рук, при активной работе рук.

 

Суставный массаж:

Массаж суставов рук: скрутка кисти в запястном суставе; сгибание руки в запястном суставе; скрут­ка кистей сплетенных в «замки» рук; использование более сложных «замков» (описанных в методических рекомендациях); упражнение для локтевых суставов; упражнение для плечевых суставов.

 

 

Элементы АПГ.

Вводный раздел:

Вращение корпуса в обе стороны. «Переливание» веса с одной ноги на другую. Упражнения на равновесие.

 

Техника перемещения:

Круговые перемещения: при пассивном положении рук, при  активной работе рук. Произвольное перемещение. 

 

Суставный массаж:

Упраж­нения суставного массажа в сочетании с упражнениями па растяги­вание.

 

Физическая подготовка

Ходьба на носках, прогнувшись, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, с высоким подниманием бедра, с преодолением препятствий, бег.

Специальные упражнения для мышц ног, стоп в различных исходных положениях.

Общеразвивающие упражнения-без предметов, в парах.

Упражнения для формирования правильной осанки.

Дыхательная гимнастика

Подвижные игры.

Тренажеры: беговая дорожка, велотренажер

Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через препятствие, в различном темпе, бег.

Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой.

Специальные упражнения для укрепления мышц ног, стоп с гимнастической палкой.

Упражнения на формирование правильной осанки с предметами (мешочек),с гимнастической палкой из исходных положений стоя и лежа.

Дыхательная гимнастика.

Тренажеры: беговая дорожка, велотренажер, стейпер.

Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через препятствие, в различном темпе, бег.

Общеразвивающие упражнения с мячом  Упражнения для мышц ног и стоп с предметами (валики, колючие мячи).

Упражнения на формирование правильной осанки с мячом.

Дыхательная гимнастика.

Тренажеры: беговая дорожка, велотренажер, стейпер, электромассажер, качалка для пресса (протеус).

 

Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через препятствие, в различном темпе, с сочетанием различных положений рук, бег.

Упражнения в висе стоя и лежа, подтягивание в висе лежа.

Общеразвивающие упражнения со скакалкой,  Упражнения для мышц ног и стоп с предметами (валики, колючие мячи).

Упражнения на формирование правильной осанки на мягкой опоре,

Дыхательная гимнастика.

Тренажеры: беговая дорожка, велотренажер, стейпер, электромассажер, качалка для пресса (протеус), тренажер (гребля), спортивный комплекс.

 



IV. Основным условием реализации программы является функционирование  кабинета лечебной физической культуры. Кабинет должен быть оснащен тренажерами, различным спортивным оборудованием.

 

Оборудование кабинета лечебной физкультуры

 

п/п

Оборудование

Количество

1

Велотренажер

2

2

Беговая дорожка

1

3

Скамья для пресса

2

4

Тренажер:

«протеус»

 

3

5

Стейпер

1

6

Гребный тренажер

1

7

Электромассаже

1

8

Спортивный комплекс

1

9

Обручи

10

10

Скакалка

5

11

Гимнастические палка

20

12

Коврик для массажа

2

13

Валик для массажа

4

14

Ролокс для тела

1

15

Колючий мяч(5, 10см.)

7

16

Сенсо- мяч(65, 75, 80, 100см.)

4

17

Механотерапевтический мяч(45, 55,65,75см)

16

18

Шумный мяч

2

19

Утяжелители для ног

4

20

Утяжелители для рук

2

21

Гантели

2

22

Колесо

3

23

Эспандер

2

24

Стенка гимнастическая

2

25

Турник навесной

1

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемый алгоритм занятия лечебной гимнастикой.

Подготовительная часть: позволяет постепенно подготовить организм к нагрузке. Используются дыхательные упражнения и упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов.

Основная часть: осуществляется тренирующее воздействие на организм

Заключительная часть: с помощь дыхательных упражнений и движений, упражнений на расслабление, снижает общее физическое напряжение

 

Занятия  проводятся с использованием музыкального сопровождения.

Используется различные  исходное положение (и.п.)

1.В подготовительной части используются упражнения (в исходных положений )

И.п- стоя, сидя на полу;

и.п- сидя на мяче

 которая включает:

Пружинистые качания - они обеспечивают: 
- выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение; 
- мягкую слабую компрессию суставов; 
- обеспечивает питание с улучшением подвижности суставов и пластичности тканевых структур; 
-возбуждает согласованную активизацию мышц позвоночника; 
-тренирует правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке     туловища. 

2.В основной части используются:
Динамические упражнения для тренировки функциональных возможностей наиболее важных систем организма, дыхательной, СС и т.д. (в исходных положений)

И.п- лежа на полу,

и.п. - сидя на мяче,

и.п. - лежа животом на мяче,

и.п. - лежа спиной на мяче,

и.п. - лежа боком на мяче,

и.п. - лежа на полу мяч под ногами. 
Упражнения, выполняемые в данных и.п. - позволяют: 
- развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц,

- укрепить координацию движений; 
- повысить неспецифические защитные силы организма. 

3.Заключительная часть проводится (в исходных положениях)

и.п- сидя, лежа на полу,

и.п- сидя на мяче ,

Дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки.
Упражнения на мячах  позволяет в игровой форме развивать у детей гибкость, мышечную силу, координацию, ловкость. Подвижные игры учат детей общению, создают благоприятный эмоциональный фон.

 


         Гимнастика на мяче заставляет работать не только крупные мышечные группы, но и пассивные мышцы, дает возможность задействовать в выполнении упражнений глубокие мышцы и не приводит при этом к чрезмерной нагрузке на спину.

Легкая вибрация действует на нервную систему успокаивающе, интенсивная – возбуждающе.

Чтобы сохранить устойчивое положение на мяче, нужно свой центр тяжести совместить с центром тяжести мяча (тренировка вестибулярного аппарата, координация движений).

Криво сидеть на мяче невозможно – теряются равновесие и баланс, что приводит к падению. Ровная посадка на мяче способствует формированию навыка правильной осанки.

Упражнения в позе лежа на мяче выполнять гораздо труднее, чем на полу: работают самые мелкие и глубокие мышцы, чтобы удержать равновесие и туловище симметрично. Но при этом решается задача создания мышечного корсета, укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления мышц спины и таза;

- для укрепления мышц ног и свода стопы;

- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

- для формирования осанки;

- для развития ловкости и координации движений;

- для развития танцевальности и музыкальности;

- для расслабления и релаксации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание применяемых предметов на дополнительных занятиях.

Название предмета

Упражнения

Исходное положение

Для чего

Мяч – кенгуру

(мяч – попрыгун)

Фитбол - мячи разных размеров от 45см. до 100см.

 

 

 

 

Подвижные игры

Прыжки

Упражнения на месте

Упражнения в движении

Общеразвивающие упражнения с мячом

 

 

Стоя

Лежа на полу

Сидя на мяче

Лежа на мяче (на спине, на животе, на боку)

 

Развивают физические качества, разгружают суставы

Для укрепления мышц рук и плечевого пояса

Для укрепления мышц брюшного пресса

Для укрепления мышц спины и таза

Для укрепления мышц ног и свода стопы

Для развития равновесия

Для формирования осанки

Для развития ловкости и координации

Для расслабления и релаксации

Упражнения с массажными «колючими» мячами

 

вращения мяча в руках.

катания мяча по руке вверх – вниз.

катание мяча по грудной клетке.

катание мяча по щекам, по лбу.

катание мяча поочередно правой, левой  ногой

сидя,

стоя

мячики дают расслабляющее и в то же время стимулирующее ощущение.

вызывающего приятного ощущения массажа

 

Ролокс для тела

 

приспособление для массажа всего тела от шеи до ступней.

сидя

Эффективно массирует все части тела.

 

 

«Валик»

для массажа ног

 

сидя

стоя

стимулирует кровообращение,

способствует общей релаксации.

 

«Шумный» мяч

 

Мячом можно играть: катать, пинать, бросать, стучать.

 

стоя

сидя

лежа

шумный мяч предназначен для занятий с детьми с ослабленным зрением.

Коврик «утиный шаг»

 

ходьба по предложенной схеме следов стоп

 

развивает координацию движения ног, правильный шаг и положение стоп, а так же укрепляет мышцы ног.

 

Литература

1.     Антистрессовая пластическая гимнастика. А.В.Попков. – М.: Советский спорт,2005.

2.     БСМ. Лечебная физкультура при заболеваниях легких.  - Л., 1987.

3.     БСМ. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника. Л., 1987

4.     Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М., Просвещение, 1991.

5.     Вороная Е.Е, Зазьян М.С. У вашего ребенка сколиоз. Рекомендации врача по ЛФК. Феникс, 2008 .

6.     Гуревич И.А. 300 соревновательно - игровых заданий по физкультуре. -  Минск,1994.

7.     Дубровский В.И.  Лечебная физическая культура.  - М.,  Гуманитарный издательский центр, 2001.

8.     Епифанов В.А. Лечебная физическая культура.  – М., 2002.

9.     Калюжнова И.А., Перепелова О.В. Лечебная физкультура. Феникс, 2008.

10. Красикова И.С. Воспитание правильной осанки. - Санкт-Петербург,  2001.

11. Лемаев С.В. Уроки физкультуры с детьми специальной медицинской группы. ГГПИ, 1981.

12. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. - Л., Медицина, 1988.

13. Матвеев А.П. Физическая культура . Программы общеобразовательных учреждений.  М., «Просвещение»  2007.

14. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик. Сова, АСТ, 2007 .

15. Мотылянская Р.Е. Врачебный контроль при массовой физкультурно    оздоровительной работе. М.,  ФиС 1980.

16. Пушкарева М. Детский остеохондроз и как с ним бороться? Спорт в школе №12, 1997.

17. Рыженко В.И. Исправление осанки у детей. Массаж, гимнастика, ванны Оникс, Харвест, 2006 .

18. Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. Феникс, 2007 .

19. Темкин И.Б. Физические упражнения и сердечно - сосудистая система. - М., 1974.

20. Федорова Г.С. Лечебная физкультура при вестибулярных нарушениях. - М.,  1973.

21.  Cross Training Комплексные тренировки . – М., 1997.

22. Физическое воспитание детей и подростков  с отклонениями здоровья. -  М., 1970.

23. Хоменский Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. – М., 2002.

24. Хутиев Т.В. и др. Управление физическим состоянием организма (тренирующая терапия). - М., 1991.

25. Чичикин В.Т. Содержание и организация физического воспитания учащихся специальной медицинской группы.  Н.Новгород,  2004.

26. Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., Конюхов Е.Е. регуляция физкультурно  оздоровительной деятельности в образовательном учреждении. Н. Новгород. 2007.

27. Шарабарова И.Н. Упражнения со скакалкой. М., 2001.