АПГ в школе

 

Уклад жизни современного общества отличается большой динамичностью, напряженностью, быстрым ростом объема информации. Физиологические процессы организма человека не в состоянии самостоятельно меняться так же быстро, подстраиваясь под нужный ритм. В результате люди испытывают выраженный дисбаланс нагрузок, что усиливает дезадаптацию человека к ним. Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками. Особенно ярко это выражено в образовательной среде, как у педагогов, так и у учащихся. Развитие современного общества диктует необходимость направить усилия на совершенствование и развитие внутренних возможностей самого участника образовательного процесса и, как дополнение, улучшение внешних условий обучения. Поэтому в период модернизации системы образования не менее важно задуматься о поисках дополнительных внутренних возможностей адаптации к современным требованиям жизни. А резервы есть, и немалые. Эта проблема успешно решается с помощью нового направления в оздоровительной работе - антистрессовой пластической гимнастики (АПГ).

 АПГ способствует восприятию процесса движения по принципу как комфортно, как естественно, а значит с удовольствием и интересом удерживать внутреннее комфортное состояние во всей полноте жизни.

Упражнения в АПГ выполняются так, чтобы между ними не было пауз, остановок, одно упражнение «переливалось» в другое. Замедленный темп позволяет почувствовать и постепенно сгладить все шероховатости и рывковый характер процесса движения. На фоне плавного непрерывного движения выполняются сложные координационные упражнения  в режиме релаксации. Использование специфического образного языка помогает формировать природные мыслеобразы, что способствует поддержанию баланса физических и нервно-психических нагрузок и их безопасному росту. Каждый учитель, освоивший метод, может использовать элементы АПГ на уроке в режиме физкультминуток.

 В АПГ реализован целостный адаптационный подход к решению проблем нравственного и физического здоровья, который  связывает воедино задачу нравственного воспитания с совершенствованием психического и физического здоровья, а также указывает конкретный путь ее решения. Предлагаемый подход в его наиболее простой форме  сводится к требованию качества самого процесса (усвоения знаний, например, и множества других процессов), повышению его коэффициента полезного действия. С позиций совершенствования качественности внутренних процессов создается потребность коренного пересмотра самих основ результативности, при которых как результат будет рассматриваться прежде всего сам процесс с его качественными характеристиками и главной из них - степенью его стабильности.

Формирование легкости восприятия любых нагрузок, будь то физическое напряжение, нервно-психические нагрузки, ментальные усилия, увеличивает интерес к процессу обучения, так как основополагающим принципом в таком подходе является принцип комфортности. Именно он будет являться гарантом устойчивости процесса обучения учащихся в целом, потому что получение удовольствия от всего спектра нагрузок способствует прогрессирующему росту интереса к накоплению знаний.

В основу данного метода положен принцип стабильности, а именно: формирование психоэмоциональной устойчивости на основе обучения комфортному восприятию физических и психических нагрузок. Формируется коллективная заинтересованность в результате, имеющая в основе атмосферу доброжелательства и заинтересованности в четкой координации усилий. Возникает  интерес к процессу восприятия мира в любых аспектах, будь то усвоение материала на уроке, общение со сверстниками, природой, чтение книг и т.д. Ученик может реально оценить свои возможности и главное - возрастает интерес к их расширению.

Такой подход во многом решает проблему стабильного, а потому и качественного усвоения учениками нарастающих объемов информации. Принцип комфортности в усвоении материала формирует у них внутреннюю готовность к восприятию знаний, что является основой устойчивого и долговременного интереса. В результате усваивается большой объем знаний за меньшие сроки притом, что школьнику  легче и интереснее учиться.

Но, самое главное, у учителя и ученика смещаются акценты в подходах к обучению, так как  главным результатом постепенно и ненавязчиво становится качество усвоения знаний, где основной характеристикой является степень комфортности процесса обучения, а значит, и степень его стабильности. Таким образом, надо научить детей учиться, т.е. сделать этот процесс устойчивым в долговременной перспективе без ущерба для здоровья.

Необходимо отметить, что устойчивость процесса обучения (как, впрочем, и любого процесса) проявляется в его непрерывности на уровне внутренней готовности к самообучению. А непрерывность процесса основывается на комфортном восприятии различных нагрузок, что дает целостное восприятие окружающего мира.

Поэтому для школы исключительно важно освоение синтетического объединяющего принципа передачи знаний, ориентированного на увеличение внутренней готовности восприятия, обеспечивающий прогрессирующий рост интереса к процессу обучения.

Для формирования качественно нового восприятия знаний необходимо как можно раньше специально обучать детей испытывать удовольствие от физических напряжений, нервно-психических нагрузок и ментальных усилий. Таким образом, возникает устойчивый рост интереса к получению знаний и формируется готовность к восприятию всего спектра нагрузок.

Необходимо обращать внимание на формирование внутреннего состояния всех участников образовательного процесса (учителя и ученики) в соответствии с современными требованиями жизни. Важно обратить внимание на то, что многими педагогами игнорируется двигательная физическая составляющая в воспитательном и учебном процессе. Многие педагоги считают, что ученик, в силу своей природной активности, сам сформирует для себя соответствующий режим движений. Это распространенное заблуждение, так как состояние здоровья (и в первую очередь нервной системы) большинства детей не соответствует норме. В антистрессовой пластической гимнастике предлагаемая культура движения  (движение слитное, наполненное ощущением удовольствия, напитанное сбалансированными мыслеобразами) является основой формирования внутреннего состояния комфортности или, другими словами, состояния устойчивости всех процессов жизнедеятельности (физического движения, нервно-психического состояния и мышления). Так, основанный на принципе стабилизации режим в антистрессовой пластической гимнастике снимает состояние дискомфорта, формируя усидчивость. Малоподвижное положение на уроках провоцирует чрезмерную двигательную активность на переменах. Дети становятся неуправляемы, теряется уравновешенность физического движения как базового процесса в совокупности всех процессов жизнедеятельности. Учащиеся испытывают или чрезмерную неподвижность, напряженность во время занятий или, наоборот, чрезмерную двигательную активность между ними. Происходит своеобразное раскачивание маятника состояния нервной системы. Именно в таком состоянии ребенок часто совершает поступки, мотивацию которых в последующем объяснить не может. Неуравновешенное физическое движение, тесно связанное с нервной системой, формирует стремление ее  к проявлению подобной разбалансированности. Например, ученик зажат, скован, молчалив, испуган на уроке и эмоционально распущен на перемене (агрессия, чрезмерный смех, громкий крик, желание сделать что-либо, нарушающее общепринятые правила). Постоянное «раскачивание» психоэмоционального состояния отражается на мышлении. Оно становится хаотичным, поверхностным. Ученик  не в состоянии достаточно длительно размышлять на заданную тему и целостно воспринимать изучаемый предмет. Он не может почувствовать состояние уравновешенности, а значит, не может и сформировать его и в результате теряет много энергии, так необходимой для  интеллектуальной деятельности на уроках. Поэтому необходимы специальные усилия для построения сбалансированной системы физических и психических нагрузок, формирующих состояние комфортности. АПГ является новой формой организации физической активности, одновременно тренирующей нервную систему и мышление, повышая их устойчивость и адаптивность к умственным и психоэмоциональным перегрузкам. Восприятие нагрузок приобретает пролонгированный и распределенный характер; это позволяет четко закрепить комфортное состояние, что, в свою очередь, способствует более легкому и качественному усвоению.

Кроме того, антистрессовая пластическая гимнастика позволяет решать еще одну проблему неблагоприятной школьной среды, а именно, развитие гипоксии (пониженное содержание кислорода в крови) у детей в результате длительного пребывания в классах с отсутствием вентиляции. Система вентиляции воздуха в классах далеко не совершенна, а чаще всего, ее просто нет. Классы не снабжены кондиционерами, поэтому надо признать, что в экологическом отношении условия в школах неблагоприятны. Антистрессовая пластическая гимнастика способствует  экономизации дыхания. Обследования занимающихся показали, что при сбалансированности всех процессов жизнедеятельности (а дыхание является одним из них) процент усвоения кислорода тканями, так называемое тканевое дыхание, увеличивается. При этом внешнее дыхание становится более спокойным, уравновешенным. В экологически неблагоприятных условиях целесообразно дышать не больше, а меньше, но при этом улучшая качество дыхания. Под качеством  в данном случае понимается более полное усвоение кислорода тканями при условии сбалансированности всех процессов жизнедеятельности.

Принцип комфортности процесса нашел свое подтверждение в ходе масштабных (40 учреждений и ведомств) медико-биологических, педагогических и психологических исследований. Полученные результаты дали возможность сформировать новое направление оздоровительной работы, утвержденное ВНИИФК, Госкомспортом и Россоветом ВДФСО профсоюзов в 1989 г. Полученные данные позволяют утверждать не только приемлемость, но и актуальность данного подхода в условиях нарастающих психологических перегрузок.

(Из статьи врача-педиатра, старшего преподавателя АПКиПРО С.А. Нагорных «Возможности формирования здоровья субъектов образовательного процесса в рамках обучения», Методист, - 2003. - № 1).