Переписка

На главную страницу

 На главную страницу

В Госдуму Яровой И.А. № вх2.8-15-59489 от 01.04.2018

На № 1.11 – 24/92 от 26.01.2018 и № 15-2/745-07 от 01.03.2018 (МИНЗДРАВ РФ)

 Уважаемая Ирина Анатольевна!

Благодарим Вас за то, что еще раз пытались привлечь внимание здравоохранения к вопросу развития нового направления оздоровительной физкультуры для защиты здоровья детей. Однако, основная цель нашего к Вам обращения заключается в том, чтобы убедить госструктуры по линии системы образования, взявшие на себя ответственность за развитие метода и выпустившие учебную программу, достойно завершить начатое подготовкой кадров для обеспечения этого направления квалифицированными специалистами.

К сожалению, после выпуска учебной программы по АПГ [1] в 1996 г. Главное управление развития общего среднего образования Министерства образования РФ, которое совместно с авторским коллективом значится ее разработчиком, практически не принимало участия в ее дальнейшей реализации, выполняя лишь функции информационной поддержки. Связано это было вероятно с тем, что структура, занимавшаяся развитием новых программ, была расформирована. Поэтому вся работа по продвижению метода велась силами авторского коллектива[1]. Однако, этого недостаточно для развития направления такого масштаба.  И главная задача – его кадровое обеспечение не может быть решена без участия госструктур, тем более, что без этого нет возможности контролировать и совершенствовать дальнейшую работу прошедших курсовое обучение, как собственно и нет уже практически возможности возобновления такового. Выходит, огромные средства, затраченные на проведение курсов, были выброшены впустую, а главная цель – качественная помощь детям – так и не достигнута. Но наши многократные предложения сотрудничества с образовательными госструктурами по развитию ими же утвержденного нового направления наталкиваются на глухую стену стандартных отписок вместо конкретных действий,  либо вежливого недоумения в виде параграфов и уложений, оправдывающих такое бездействие типа: «…Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам». Однако, в данном случае самостоятельный выбор не работает, т.к. речь идет о новом направлении, т.е. принципиально новом подходе к движению, дополняющем традиционный, но кардинально отличном от него. Необходимость такого дополнения продиктована сегодняшними реалиями.  Как показала практика, традиционный силовой подход к движению не уравновешенный принципиально ему противоположным – ненасильственным, который предлагает АПГ, неизбежно приводит к тому, что организм будет работать на износ, и слабое место отреагирует сбоем. Это


 

[1] Сведения о проделанном за это время представлены в разделе сайта Динамика развития АПГ: http://www.antistressapg.ru/str17.htm

 

 

особенно наглядно проявилось именно теперь, когда поступила информация о гибели детей на уроках физкультуры. Однако, АПГ – прежде всего практический метод, которому нельзя научиться самостоятельно именно из-за принципиальной новизны подхода к движению. Как показывает опыт, на деле такое «обучение» сводится лишь к теоретическому ознакомлению с методом, но для практического освоения принципиально отличных от тех, каким учились всю жизнь режимов, требуется руководство и контроль опытного специалиста, который поможет преодолеть все трудности такого перехода. К тому же объем усилий на освоение нового в сочетании с психологическими и административными трудностями при существующей загруженности педагогов сводит к нулю возможность такого самостоятельного выбора. Поэтому, сознавая актуальность и эффективность метода, подтвержденную фундаментальными исследованиями, а также, принимая во внимание всю безвыходность ситуации со здоровьем подрастающего поколения, мы видим единственный выход из создавшегося положения в принятии следующих неотложных мер. А именно:

1. АПГ должна стать обязательной дисциплиной и должна быть включена в ФГОС, как это предлагали еще в 2000 г. заслуженный учитель преподаватель физической культуры, методист здорового образа жизни Удалова Т. И. и мастер спорта, преподаватель физкультуры с направлением ЛФК, МусинаТ. Е. [2], участвовавшие в педагогической апробации метода: «…"Программу по физической культуре для учащихся 1 - XI классов. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)" в виду ее жизненности и актуальности считаем необходимым ввести в единый государственный стандарт общей образовательной школы, начальной школы, т.е. на протяжении всех лет обучения». Теоретическая база для этого подготовлена. Актуальность и эффективность метода подтверждена фундаментальными исследованиями, которые были проведены именно потому, что предлагался принципиально новый подход к физическим нагрузкам. Кроме того, имеется государственное утверждение этого метода как нового направления оздоровительной физкультуры.

2. Специализированную подготовку кадров для этого нового направления должна взять на себя соответствующая координирующая образовательная госструктура, которая одновременно доведет до сведения вузов информацию о новом направлении и создаст все необходимые условия для его успешного развития. (Понятно, что сделать это силами одной только узкой группы специалистов данного направления невозможно, в чем мы убедились на собственном многолетнем опыте).

Работа по реализации этих пунктов должна вестись параллельно в целях экономии времени, которое – дорого.

Что же касается полученного нами заключения главного внештатного специалиста по профилактической медицине Минздрава России (исх.№ 080-88/р от 20.02.2018 МИНЗДРАВ РФ), то вызывает удивление уровень компетентности его написавшей,  и не давшей себе труда ознакомиться  с

 

 

представленными на сайте[1] документами по своему медицинскому профилю, а также прежде, чем давать оценку этическим основам метода, с экспертным заключением специалиста в данной области Института Философии РАН [3], выданным по запросу Главного управления развития общего среднего образования Министерства образования РФ – разработчика учебной программы.

Особенно удивительно, что проигнорированы заключения, дающие исчерпывающую характеристику значимости метода АПГ применительно к контингенту детей. А именно: письмо директора Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Н.Н. Володина [4], о том, что после внимательного ознакомления с представленными документами «наиболее положительное влияние антистрессовой гимнастики отмечено у детей дошкольного и младшего школьного возраста, и рекомендовано, включение данного метода в качестве учебной дисциплины для студентов Высшей школы в Российской Федерации». Оставлено без внимания заключение, заместителя директора Московского научно - практического Центра спортивной медицины (МНПЦСМ) Комитета здравоохранения  г. Москвы А.М. Ящука [5]: «…масштабность и качество проведенной апробации, эффективность метода и его простота, возможность достижения результата без специальных дополнительных затрат позволяет отнести предложенный подход к фундаментальным отечественным разработкам, требующим их безотлагательной реализации как ввиду сложившейся трудной ситуации со здоровьем населения, так и возможностями его поддержания традиционными средствами. В этой связи АПГ рекомендуется как метод коллективной терапии для широкого применения к контингентам, различающимся по возрасту, уровню подготовленности, профессиональной принадлежности и, особенно, для астенизированного контингента детей. Как вариант лечебной физкультуры метод может быть с успехом использован как на уроках по физической культуре, что имеет немаловажное значение для эстетического воспитания, так и в качестве учебной дисциплины при подготовке преподавателей в ВУЗах соответствующего профиля. Целесообразно также использование АПГ на курсах повышения квалификации преподавателей по физической культуре». 

Очень важная оценка полезности метода для детей дана начальником Управления реабилитационной работы и специального образования МО и ПО РФ Шилова Д.С [6].: «Метод АПГ по результатам апробации (научный руководитель д.м.н., проф. Мотылянская Р.Е.) оказывает лечебно-профилактический эффект при хронических стрессовых состояниях, заболеваниях нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем. Обучение АПГ не требует специальных условий и приспособлений, дополняет


 

[1] Раздел: «Документация»: http://www.antistressapg.ru/Dokumenti.htm

 

 

преподавание физической культуры в школе».  Что тоже ускользнуло от внимания главного внештатного детского специалиста.

Кроме того, в выпущенных Республиканским врачебно-физкультурным диспансером Минздрава РСФСР в 1989г. Методических рекомендациях по АПГ [7, с. 29-31] освещены вопросы преподавания АПГ детям в том числе и регламентирование, и дозирование нагрузок в соответствии с возрастом. Примечательно также, что Министерством образования уже выпущена учебная Программа по физической культуре для учащихся I-XI классов Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ), где также освещены эти вопросы [1, c.205-256].

В итоге очень поверхностный взгляд внештатных специалистов привел к некомпетентным выводам, исказившим суть метода.

В АПГ используется щадящий подход к нагрузкам различного характера, а критерием их дозирования служит достигаемое при этом чувство комфортности, что делает метод безопасным. Поэтому в первую очередь его должны осваивать дети. Недаром этот метод получил еще одно название, а именно «Техника безопасности при стрессах».

В круг Вашей деятельности входит и выработка мер по предотвращению детского суицида. В этом контексте метод АПГ, как антистрессовая защита в «целенаправленной войне, которая ведется против детей» будет также актуален, поскольку формирует внутреннее противодействие любым провокациям, настраивающим на суицид. А задействование антистрессового механизма создает прогрессирующую устойчивость к стрессам любой природы, позволяя справляться со сложными жизненными ситуациями и получать удовольствие от реальной жизни во всей ее полноте, не погружаясь в мир компьютерных иллюзий.

Принято считать, что решить проблемы нервно-психических перенапряжений, последствий компьютерной зависимости и гиподинамии детей, можно компенсируя их силовой и двигательной активностью на уроках физической культуры. При этом не учитывается тот факт, что сегодня дети находятся под постоянными нервно-психическими перегрузками, поэтому дополнительные физические усилия могут стать не компенсирующим фактором, а напротив – фактором риска наложения, т.е. двойной нагрузки на не подготовленный организм, чреватой самыми печальными последствиями. Очевидно, что приказ Минздрава России «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних», выпущенный вслед за предложением министра образования усилить медицинский контроль за состоянием детей – мера, мягко говоря, малоэффективная и явно недостаточная, ввиду инерционности и ненадежности такого контроля. Состояние здоровья детей при современном уровне их загруженности может ухудшаться гораздо быстрее, чем это будут успевать отслеживать даже при наличии квалифицированного медперсонала, (что нелегко обеспечить повсеместно). Поэтому предлагаем дополнить такой внешний контроль внутренним индивидуальным контролем своего состояния

 

 

самих занимающихся, с помощью метода АПГ, суть которого в том, что в нем принцип ненасилия и комфортности доведен до своего логического завершения его распространением на весь спектр нервно-психических и физических нагрузок. Освоение метода АПГ на уроках физической культуры сделает возможным перенесение контроля состояния здоровья на самих занимающихся обучением комфортному восприятию физических и нервно-психических нагрузок. Кроме того, применение АПГ гарантирует и расширение возможностей этого индивидуального контроля задействованием исследованного в ходе фундаментальной медико-биологической и психологической апробации антистрессового механизма, обеспечивающего расширение диапазона комфортно воспринимаемых нагрузок. Освоение такого индивидуального контроля вполне доступно занимающимся любого возраста и физической подготовки. Таким образом метод АПГ позволит решить широкий круг проблем для сбережения как физического, так и психического здоровья, и самой жизни детей.

Но этот деловой, практический и конструктивный подход встречает всяческие препоны со стороны чиновников, которые предпочитают не замечать очевидное или попросту отмалчиваться.

Считаем, что будет логичным все же получить ответ на наши предложения от Комитета Госдумы по Образованию и науке и Комитета по охране здоровья, в которые Вы направляли наше обращение (№1.11-24/1426 от 10.11.2017).

Будем признательны Вам за содействие в решении вопроса включения АПГ в реестр обязательных дисциплин (ФГОС), а также в поиске такой заинтересованной в развитии новых методов координирующей образовательной госструктуры для подготовки кадров, которая подошла бы к решению этой проблемы неформально. Причем это должна быть именно структура системы образования, поскольку АПГ аттестовано как направление массовой оздоровительной работы, признанное «методом физического и нравственного воспитания», «ликвидирующим разрыв между образовательным и воспитательным процессами».  

В заключение отметим, что нам не впервой получать подобные ответы, в которых вместо поиска возможностей практической реализации принятого и утвержденного на государственном уровне нового направления, подменяется тема и дается оценка его применимости и, разумеется, в негативном ключе. Короче, как всегда, кто хочет – ищет способ, кто не хочет – ищет причину. Поэтому мы особенно признательны за проявленную Вами инициативу и все же надеемся на положительное решение данного вопроса.

С уважением,

Специалисты авторской группы разработчиков направления оздоровительной работы «Антистрессовая пластическая гимнастика»

Врач-педиатр Нагорных Светлана Александровна,

Пручкина Анна Константиновна.

 

 

 

 

Список документов

 

1. Попков, А. В. Программа по физической культуре для учащихся I-XI классов. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) [Текст] /
А. В. Попков, Е. Н. Литвинов // Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов / Министерство образования Российской Федерации [рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации]. – М.: Просвещение, 1996. – С. 205-256. (
http://www.antistressapg.ru/str18.htm).

2. Заключение о возможности использования антистрессовой пластической гимнастики (АПГ) на уроках физической культуры. Апробация программы по физической культуре для учащихся 1 - 11 классов «Антистрессовая пластическая гимнастика. Заслуженный учитель РФ, Т. И. Удалова, Мастер спорта, преподаватель физической культуры с направлением ЛФК Т. Е. Мусина 18.01.2000 [эл. ресурс] // http://www.antistressapg.ru/str_Udalova%20zakl.htm   

3. Коновалова Л. В. Экспертное заключение о возможности использования антистрессовой пластической гимнастики (АПГ) в образовательных учреждениях Российской Федерации / Л. В. Коновалова [эл. ресурс] // http://www.antistressapg.ru/RAN.htm.

4. Письмо директора Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Министерства здравоохранения и социального развития Р Ф Н.Н. Володина от 04.08.2004 г. № 15-16/82 [эл. ресурс] //  http://www.antistressapg.ru/str_Volodin.htm

5. Заключение заместителя директора Московского научно – практического Центра спортивной медицины (МНПЦСМ) Комитета здравоохранения г. Москвы А. М. Ящука от 15.11.1999 № 329 6 [эл. ресурс] // http://www.antistressapg.ru/str_Yashuk.htm

6. Письмо нач. Управления реабилитационной работы и специального образования Д.С. Шилова (информационное) от 24.06.1998 г. № 15/232-6 [эл. ресурс]  // http://www.antistressapg.ru/str_Shilov.htm.

7. Попков, А. В. Антистрессовая пластическая гимнастика А. В. Попкова: методические рекомендации [Текст] / А. В. Попков [и др.]. Российский республиканский совет ВДФСО профсоюзов; Республиканский врачебно-физкультурный диспансер МЗ РСФСР, – М., 1989. – 40 с. (http://www.antistressapg.ru/str12.htm).