Программа
курсов повышения квалификации:
АНТИСТРЕССОВая
ПЛАСТИЧЕСКая
ГИМНАСТИКа
(АПГ) как ПОДХОД К
физическоМУ воспитаниЮ в современных условиях
ГОРНО-АЛТАЙСК 2015
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Горно-Алтайский
государственный университет»
Программа курсов повышения
квалификации
АНТИСТРЕССОВая
ПЛАСТИЧЕСКая
ГИМНАСТИКа
(АПГ) как подход к
физическому воспитанию в современных условиях
ГОРНО-АЛТАЙСК 2015
|
Пояснительная записка
Актуальность.
Напряженность и темп современной жизни, проблемы нервно-психических
перегрузок и экологии, опасности конфликтных ситуаций – все это требует
адекватного ответа в виде подхода к человеческой психике и возможности
ее защиты. Сказанное особенно важно применительно к психике детей, что в
свою очередь предопределяет необходимость в её планомерной подготовке к
неизбежным стрессовым ситуациям. Рост информационных нагрузок требует
использования естественных средств релаксации, лучшим из которых может
служить собственное физическое движение и возможности его
совершенствования в контексте использования внутренней связи всех сфер
жизнедеятельности. Такой подход, реализуемый на уроке по физической
культуре, требует от преподавателя этой дисциплины нового видения
организации учебного процесса и охраны здоровья учащихся.
Данные курсы направлены на
освоение антистрессовой пластической гимнастики (АПГ) как нового
направления оздоровительной работы, позволяющего решать широкий круг
проблем нравственного и физического здоровья учащихся в течение всего
периода их обучения. Тренерам-преподавателям АПГ позволяет освоить
принципиально новый подход к восстановлению функциональных возможностей
организма при физических и нервно-психических перегрузках.
Цель:
повышение профессионального
уровня слушателей курсов по организации и проведению уроков по
физической культуре и тренерско-преподавательской деятельности на основе
нового перспективного направления массовой оздоровительной физической
культуры – антистрессовой пластической гимнастики.
Задачи:
- ознакомление слушателей с новым
подходом к физическим нагрузкам и двигательным навыкам;
- освоение сущности состояния
комфортности как показателя равновесия процессов жизнедеятельности;
- освоение навыков антистрессового
подхода к физическим нагрузкам школьников;
- освоение слушателями знаний по работе с
детьми с отклонениями в здоровье;
- рассмотрение основных закономерностей
формирования внутреннего состояния всех участников образовательного
процесса (учитель-ученик) в процессе обучения АПГ;
- понимание этики как проявления высшей
природы человека в физическом движении;
- совершенствование профессиональных
умений на модели антистрессовой пластической гимнастики;
- использование полученных знаний на
уроках физической культуры;
- использование полученных знаний для
собственного оздоровления слушателей курсов;
Содержание курса базируется на
инновационных подходах к ведению урока, психологии, педагогики, методики
преподавания физической культуры в условиях ФГОС.
Программа курсов состоит из
следующих разделов:
I.
Теоретические основы АПГ.
1. АПГ – единый подход к
нравственному и физическому здоровью участников образовательного
процесса и его практическая реализация (24 часа).
II.
Лекционно-практическая работа.
2.1. Знакомство и овладение навыками
плавного слитного движения, релаксации (15 часов);
2.2. Техника перемещений, виды
перемещений. Умение формировать и закреплять ощущение комфорта (22
часа);
2.3. Суставный массаж и упражнения на
растягивание. Техника безболевого самомассажа суставов на основе
релаксации (18 часов).
2.4. Заключительный раздел: Закрепление
навыков релаксации, плавности и равновесия и достижения на этой основе
устойчивости в различных режимах движения и естественного роста скорости
движения (17 часов).
2.5. Скоростные изменения в технике
движения (12 часов).
В АПГ используется объединенный
подход к лекционно-практической работе, в соответствии с которым
теоретический материал конкретизируется в ходе освоения двигательных
навыков на практическом занятии.
Курсовая подготовка направлена на
практическое освоение связи этического и физического для
совершенствования физического движения, нервной системы и мышления как
единого интегрального процесса.
Контроль качества усвоения по данной
программе осуществляется в форме проведения пробных
лекционно-практических занятий, на которых обучающиеся выступают в роли
ведущего с последующей оценкой преподавателем.
По окончании изучения курса
слушатели должны:
знать:
- сущность процесса самосовершенствования
применительно к качеству физического движения, нервной
системы, мышления в контексте антистрессовой пластической гимнастики и
их связи с этикой;
- принцип построения урока по физической
культуре с использованием подхода к движению и его формам в АПГ;
- основные подходы АПГ к
реализации учебных и внеучебных форм занятий по физической культуре в
общеобразовательной школе в условиях ФГОС;
уметь:
формировать на основе плавного движения
комфортное состояние и для этого:
- совмещать плавное движение и технику
релаксации;
- совмещать плавное движение и
психотренинг;
- совмещать плавное движение и образное
мышление;
- умение формировать и закреплять
ощущение комфорта при условии синхронного коллективного движения;
-
проводить урок по физической культуре в
соответствии с теорией и методикой антистрессовой пластической
гимнастики.
владеть:
- навыками плавного движения;
- навыками образного мышления в процессе
непрерывного движения;
- навыками ведения занятий «делай как я»;
- навыками синхронизации движений
обучающихся;
- навыками равномерного распределения
физических и психических нагрузок;
- навыками формирования общего
комфортного состояния при контроле негативов в мышлении
- навыками использования антистрессовой
пластической гимнастики в контексте традиционных форм проведения урока
по физической культуре.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№/№
п/п |
Темы лекций, практических занятий, самостоятельной работы |
Всего |
В
том числе
|
Лекции |
Практика |
Самост.
работа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
АПГ в системе
образования и физической культуры: подходы, значение, формы
реализации |
8 |
8 |
|
|
2. |
АПГ – единый
подход к нравственному и физическому здоровью. |
17 |
5 |
|
12 |
|
2.1 Методика
проведения занятий по АПГ. Особенности проведения и организации
занятий по АПГ. Практическое использование элементов АПГ в
учебном плане и в практической жизни. Планирование и организация
уроков физической культуры с использованием АПГ. |
5 |
2 |
|
3 |
|
2.2 Основы АПГ.
Отличительные особенности АПГ, использование образного языка в
АПГ и особенности терминологии. |
6 |
3 |
|
3 |
2.3
Приоритетность качества процесса. Основные характеристики
процесса. Контроль качества процесса. |
4 |
2 |
|
2 |
|
2.4
Антистрессорные формы физических нагрузок, их отличие от
традиционных форм физических нагрузок. |
4 |
2 |
|
2 |
|
2.5
Распределение нагрузок в АПГ. Дозирование нагрузок. Иерархия
напряжений. |
4 |
2 |
|
2 |
3 |
Знакомство и
овладение навыками плавного слитного движения, релаксации,
синхронности коллективного движения и устойчивого равновесия.
Образное мышление по методу сравнения и аналогий, формирование
комфортного восприятия физических и психических нагрузок. |
15 |
3 |
7 |
5 |
4 |
АПГ. Техника
перемещений. Виды перемещений. Освоение плавности, непрерывности
движения в условиях релаксации, сохранение устойчивого
равновесия, умение формировать и закреплять ощущение комфорта
при условии синхронного коллективного движения. |
22 |
6 |
11 |
5 |
5 |
АПГ. Суставный
массаж и упражнения на растягивание. Техника безболевого
самомассажа суставов на основе релаксации. |
18 |
4 |
9 |
5 |
6 |
АПГ.
Заключительный раздел: закрепление навыков релаксации,
плавности, равновесия, бег, танцевальные шаги. |
17 |
4 |
8 |
5 |
7 |
Скоростные
изменения в технике движения.
|
12 |
2 |
6 |
4 |
|
Всего |
108 |
31 |
41 |
36 |
|
Форма контроля |
Разработка и
проведение «моделирующего занятия». |
Объем программы:
108 часов
Режим занятий:
аудиторные и самостоятельные с
консультацией преподавателя.
Форма обучения:
очная с отрывом от производства (возможно
обучение в очно-заочной форме).
Категория слушателей:
учителя физической культуры,
преподаватели ВУЗа, тренеры-преподаватели детских спортивных школ.
Составители:
Нагорных Светлана Александровна,
врач-педиатр РДБ, поликлиническое отделение, телефон:
903-919-5295.
Попков Андрей
Валерьевич, автор АПГ, тренер-преподаватель антистрессовой пластической
гимнастики.
Контактная информация:
Поп Екатерина Николаевна,
ведущий специалист по контролю качества ГАГУ, 649000, Республика Алтай,
г. Горно-Алтайск, ул.
Ленкина 1; телефон: рабочий (38822)
67-3-25; e-mаil:
oko@gasu.ru;
факс: (38822) 26-7-35,
cот.
8-906-939-1333.
|