|
|
Программа АПГ в системе дошкольного образования: практический опыт и рекомендации
|
Данный метод получил поддержку Министерства образования Российской Федерации. Наиболее положительное влияние антистрессовой гимнастики отмечено у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Включение данного метода рекомендовано в качестве учебной дисциплины для студентов высшей школы в Российской Федерации. (Из письма директора Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Н.Н. Володина от 04.08.2004 г. № 15-16/82). Здоровье детей в современных условиях напрямую зависит от состояния их нервной системы. Это тем более относится к самому уязвимому в этом отношении контингенту детей дошкольного возраста. Их восприимчивая психика надолго запоминает все изъяны и пробелы воспитания, одним из главных среди которых является неспособность предоставить им возможность быть защищенными от нарастающего негатива окружающей среды. Современные методы передачи информации при всей их относительной полезности не могут – да и не направлены на это – дать детям стойко закрепленную способность автоматической защиты психики от нервно-психических перегрузок, которыми изобилует повседневная жизнь. Не удивительна в этой связи неуправляемость детей, как следствие накопившегося потенциала дискомфорта, требующего своей разрядки в хаотичном неоформленном движении. Такой характер движения в свою очередь провоцирует неуравновешенность, и этот порочный круг лишь закрепляет деструктивное поведение со всеми его следствиями. В этой связи встает вопрос о необходимости с самых ранних лет приучать детей не испытывать дискомфорт от неизбежных напряжений нервной системы, связанных с процессом освоения информации. Таким образом, речь идет о насущной необходимости обучения детей умению поддерживать и развивать комфортное восприятие всего диапазона нагрузок. Этим решается вопрос защиты их психики на весь период обучения, и одновременно закладываются основы полноценного восприятия окружающей их действительности. Названным целям и служит данная программа в качестве опыта использования антистрессового метода в системе дошкольного образования. Распределение нагрузок Упражнения делятся по группам детей в зависимости от возраста. Общий расклад времени определяется индивидуально самим ведущим исходя из принципа повторов для закрепления и разнообразия техники, чтобы избежать психологической усталости и использовать весь спектр упражнений. Реакция детей поможет сориентироваться в каждом конкретном случае, но общий принцип сохраняется – занятия состоят из нескольких подходов с постепенным ростом времени от нескольких минут в каждом из них. Конкретная дозировка зависит от степени подготовленности детей и опыта преподавателя. Общим является выполнение элементов разминки, как включающей в себя основные разделы и потому являющейся базовым комплексом. Разминка делается один раз за занятие, но и ее элементы могут повторяться. Например, вращение глаз – для снятия усталости - или массаж кистей рук сидя за столом. Техника перемещений в замедленном темпе, требующая большего навыка равновесия, и потому более трудная, может осваиваться небольшими дозами, начиная с фронтальных перемещений и перемещений с опорой рук о воображаемую стену. Особо важны упражнения массажа кистей рук и стоп, так как в сочетании с замедленным темпом их выполнения и концентрацией внимания на приятном чувстве поглаживания изнутри достигается выраженный эффект снятия усталости. Нарастающее чувство удовольствия само направит усилия в сторону их увеличения и усиления комфортного состояния. Также желательны элементы растяжек, особенно «потягушки», для наиболее быстрого достижения чувства удовольствия от напряжения, а также элементы динамики. Бег. Нужно следить за переходным состоянием от неподвижного положения стоя к началу перемещения при наклоне корпуса, чтобы первый шаг был сделан произвольно и без усилий. Следует также предусмотреть возможное падение и страховку (там, где есть возможность, держать ребенка за руку – это поможет и быстрее начать не бояться чувства падения). Следует помнить, что весь комплекс рассчитан, как элемент игры, поэтому дети подскажут наиболее привлекательное для них. Контекст игры, удовольствия и интереса является тем действующим началом, которое поможет сделать обучение притягательным, доброжелательность устойчивой, а здоровье прогрессирующим. Соотношение качества процесса и геометрии движения в АПГ Отличительной особенностью освоения АПГ является самое общее знакомство с геометрией упражнений, после чего сам процесс и стремление к его плавности закрепляют точность их выполнения. Практическое отсутствие поэлементной отработки и дальнейшей стыковки отдельных фаз упражнений связано со смещением акцента в сторону качества самого процесса, что позволяет выбирать наиболее простые его формы. Это, с одной стороны, сильно упрощает освоение метода, а с другой – гарантирует эффект, связанный с формированием состояния комфортности, т.е. максимум внимания, уделяется именно восприятию слитности движения и удовольствию от соответствующих ему напряжений. Итогом такого подхода является быстрый охват достаточно широкого спектра геометрических форм, (с постепенным его расширением), при котором основные изменения связаны с восприятием нагрузки (в сторону роста удовольствия от нее), что в свою очередь формирует более совершенную геометрию. Такой принцип - «изнутри наружу» - является основополагающим в АПГ. Использование антистрессовой пластической гимнастики на музыкальных занятиях в детском саду До декабря 1998 г. я работала музыкальным руководителем в я/с № 1635 Южного округа г. Москвы. Особенности этой специальности таковы, что в работе с детьми дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) применяются различные формы и методы, виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание музыкальных произведений, пение, игра на детских музыкальных инструментах, творческие задания в музыкальных играх, танцах, пении. Занимаясь АПГ с 1995 г., я с этого же периода начала знакомить детей старшего возраста (6-7 лет) с отдельными, наиболее доступными элементами гимнастики в музыкально-ритмической части занятия. Она, как правило, проводится в начале занятия, перед таким сложным, требующим большого сосредоточения, внимания, углубления в музыку разделом, как «Слушание музыкальных произведений и их разбор». Во-первых, нельзя не отметить, что в период знакомства и разучивания отдельных элементов АПГ дети ввиду особенности их мышления, (а у детей этого возраста, как известно из психологии, наглядно-образное мышление) без особого труда начали повторять за мной движения, которые я показывала, надолго удерживая природные мыслеобразы. В глазах большинства из них загорался огонек любопытства и заинтересованности. На волне этих чувств дети «схватывали» даже довольно непростую геометрию этих необычных, на первый взгляд, движений. Им нравилось погружаться в приятную, теплую воду, играть с солнечными зайчиками, рисовать радугу, рассматривать в прозрачной воде камешки на дне. Почти с первых занятий, когда я начала обучать элементам АПГ, отметила, что после этих движений внимание детей на протяжении всего оставшегося занятия становилось более устойчивым, они очень плавно переключались к прослушиванию музыкального произведения, возросла умственная активность детей, поведение стало спокойнее даже у непосед, которым раньше трудно было внимательно слушать педагога 2-3 мин. Занятия становились плодотворнее, меньше времени уходило на поддержание дисциплины. Первоначально, на этапе разучивания, движения я давала без музыки, затем, когда дети достаточно хорошо усвоили геометрию движений, начала включать фоновую тихую, приятную, тщательно подобранную музыку или просто запись шума моря или плеска волн. С музыкой дети стали заниматься АПГ с еще большим восторгом. Со временем я стала применять эти движения в конце занятия после пика физических и эмоциональных нагрузок (танцы, подвижные музыкальные игры). В этом случае польза от АПГ была очевидна: плавные, медленные движения успокаивали, умиротворяли детей, развивая и обогащая их творческое воображение, насыщая их жизнь такими прекрасными и непреходящими природными образами, как вода, солнце, небо, песок, деревья. Дети начали творчески подходить к занятию - сами предлагали внести те или иные дополнения к схеме «жизнь на природе», благодаря чему выстраивалась целая сюжетно-пантомимическая линия: идем по лугу, собирая цветы; увидели речку, блестящую на солнце; подбежали, сняли одежду, стали руками или ногами пробовать воду, сначала она показалась холодной, поежились, стали умываться, обливаться, постепенно входя в воду, наконец - приятно! Если, в силу большого объема материала я не могла включить на каком-либо занятии движение из АПГ, дети сами просили «поиграть с водичкой» и «поплавать». В этом случае я использовала эти движения в свободное от занятий время или на утренней гимнастике, что тоже очень нравилось детям. Нельзя не отметить, то положительное влияние, которое АПГ оказала на формирование плавности, мягкости движений рук, всего корпуса, что необходимо при постановке всевозможных танцев. Движения детей становились менее закрепощенными, более естественными и свободными. Кроме того, воспитатели, которые проводили занятия с детьми после моих, отмечали, насколько дети приходили в группу собранными, спокойными, дисциплинированными; последующие занятия проходили с хорошими результатами: дети лучше усваивали новый материал, сосредоточенность и активность их возросла. В 1998 г. на основе программы по АПГ, вышедшей в 1996 г., я составила программу для детей старшего дошкольного возраста (основная моя специальность - педагогика и дошкольная психология). С программой и моими занятиями с применением АПГ была ознакомлена заведующая лабораторией Осипова в методическом кабинете тогда еще Департамента образования Южного окружного управления. С этого времени я начала работать педагогом дополнительного образования по АПГ. Таким образом, АПГ мною применялась в работе с детьми в трех формах: как одна из составных частей музыкального занятия, в утренней гимнастике и как самостоятельное занятие по АПГ. В первом случае музыкальное занятие проводилось, как предусмотрено « программой воспитателя в детском саду, два раза в неделю с детьми подготовительной группы (6-7 лет) продолжительностью 35-40 минут. На долю АПГ выпадало 20% времени. После полного усвоения дети выполняли упражнения вводной части (разминки) и, если укладывались во время, технику перемещения. На утренней гимнастике использовались те же упражнения, что и на музыкальных занятиях. Что касается самостоятельных занятий по АПГ, то они проводились с двумя группами детей (по отдельности): старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет). В этом случае за отведенные 35-40 мин. удавалось выполнить, кроме разминки, технику перемещений и упражнения суставного массажа, а также несколько упражнений на растягивание. В заключение хочется отметить, что исходя из полученных результатов в ходе проведения АПГ с детьми старшего дошкольного возраста нужно рассматривать АПГ как новую методику в работе с детьми, которая оказывает благотворнейшее влияние на психофизическое состояние детей, протекание психических процессов организма: внимание, память, мышление, воображение. Внимание становится более устойчивым и продолжительным, углубляется процесс мышления, обогащается воображение, улучшается память, что необычайно важно для создания большей эффективности всего педагогического процесса в детском саду. Кроме того, чувства детей утончаются, они приучаются обращать внимание на красоту природы и проникаться к ней возвышенными эстетическими чувствами. В целом психика детей становится более гибкой и, вместе с тем, устойчивее к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, что особенно важно в наше неспокойное, наполненное стрессовыми ситуациями время. Из вышеописанного можно сделать вывод, насколько важно внедрение АПГ в систему обучения в дошкольных учреждениях. Конспект тематического музыкального занятия с элементами АПГ «Летом у реки» (подготовительная группа) Муз. руководитель (М.Р.): Дети, сегодня теплый солнечный день, и мы отправились с вами на реку. (Ходьба «змейкой» по залу с песней «Здравствуй, солнце!», муз. Левкодимова, в конце распределяются свободно по залу.) М.Р.: Наш путь пролегает через луг с мягкой шелковистой травкой (гладят воображаемую траву). Летнее солнышко так пригрело землю и травку, что на лугу расцвели белые ромашки, синие васильки, розовые кашки. А как они чудесно пахнут! (Дети «срывают» цветы, «нюхают» их. Затем под муз. П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» дети импровизируют танцевальные движения.) М.Р.: Вот и показалась речка. Вода в ней блестит и сверкает на солнце. Посмотрите, на берегу стоит мельница. (Дети выполняют упражнение для рук «Мельница», муз. Т. Ломовой.) М.Р.: А солнце так сильно припекает, что нам стало совсем жарко! (Дети изображают это состояние: обмахивают себя рукой или платочком, вытирают воображаемый пот со лба.) М.Р.: Очень захотелось быстрей зайти в воду! Мы расстегиваем и снимаем сарафаны, майки, шорты и кладем их на берег. (Выполнение этих действий.) М.Р.: Мы не знаем, какая вода – теплая или холодная, поэтому сначала осторожно ее пробуем ногами, руками. (Изображение захода в воду, «поеживания», отдергивания рук, ног от воображаемой воды). М.Р.: Вот мы и привыкли к воде, она оказалась теплой, пронизанной солнечными лучами. Мы зашли в воду по плечи. Представим себе, что мы сидим на подводном стуле с высокой спинкой. Теперь, когда мы удобно сели, покачаемся в воде. (Упр. 1-2 АПГ, муз. Китаро «Шелковый путь - 3».) М.Р.: А теперь положили руки на воду и как бы обняли солнышко. (Упр. 3 АПГ «Ворот».) М.Р.: Посмотрите, сколько на воде солнечных зайчиков! Они словно приглашают с ними поиграть. Сейчас мы будем их ловить. (Упр. 4 АПГ «Каравай».) М.Р.: На дне нашей речки много красивых разнообразных камешков. Нам захотелось их рассмотреть. Для этого надо «лечь на воду» с расслабленными опущенными руками. (Упр. 7 АПГ «Наклон».) М.Р.: Вдруг мы почувствовали, что наша правая нога попала в водоворот, а затем и левая. (Упр. 11 АПГ «Водоворот».) М.Р.: А теперь мы поплаваем в теплой приятной воде в соответствии и характером и частями музыки разными стилями: «брасом», «кролем», а так же побрызгаемся и попрыгаем в воде. (Упр. «Поплаваем», муз. В. Золотарева.) М.Р.: Вышли на берег, взяли свои загрязнившиеся платочки и пополоскаем их в воде, зайдя по колено в речку. Будем менять движения в соответствии с музыкой. (Упр. «Полоскать платочки», муз. «Утушка луговая», обработка Т. Ломовой.) М.Р.: Ребята, хотите покататься на волнах в лодке? Лодками вы будете сами. Ложитесь на живот, ноги согните в коленях и подтяните их к голове, прогнитесь, руками возьмитесь за стопы. Покачаемся на воде. (Упр. «Покачаемся в лодке», муз. А. Петрова «Колыбельная песня».) М.Р.: Колыбельная нас убаюкала. Мы вышли на берег, и нам захотелось кого-нибудь покачать. Но кого? Кукол мы с собой не взяли. Придется хоть ножку покачать. (Упр. 22 АПГ. После упражнения дети садятся на ковер по-турецки.) М.Р.: Наплавались, наигрались, пришло время отдохнуть, посидеть на берегу речки. Вы слышите, откуда-то, издалека, доносятся звуки музыки? Это звучит чарующая музыка П.И. Чайковского из знакомого вам цикла «Временна года» - Июнь. Петр Ильич назвал пьесу «Баркарола». Слово это родилось в Италии и означает что-то вроде «лодочная» или «песня в лодке», потому что «барка», «баркетта» по–итальянски и означает «лодка». Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, речке или море, знает, что это удивительно приятно. Голос твой на воде звучит как-то особенно звонко, и песня по воде разносится далеко-далеко. Сейчас вы прослушаете эту пьесу и определите ее характер, настроение, темп, и на каких инструментах она исполняется. (Слушание в грамзаписи (или на ф-но) пьесы П.И. Чайковского «Баркарола».) М.Р.: Что-то заскучало наше солнышко, пусть оно пошлет к нам свои озорные лучики. («Танец солнечных лучиков», муз. Ю. Слонова с лентами желтого и оранжевого цвета.) М.Р.: Вот и закончилась наша прогулка на речку, пора возвращаться домой. (Под муз. С. Майкопара «Раздумье» дети спокойно выходят из зала.) 24.09.1999 г. Дошкольный педагог-психолог Г.П. Козлова (я/с № 1635 г .Москвы) Конспект занятия по физической культуре с элементами антистрессовой пластической гимнастики I часть. Построение. Разные виды ходьбы в колонне по одному с изменением темпа, начиная с медленного и постепенно ускоряя. Отправляемся в морское путешествие. Шагаем по горячему песку на носках, чтобы не обжечься (шаг на носках). У штурвала – капитан. Он командует: «Право руля, лево руля, полный вперед!» (неторопливый шаг с поочередным «переливанием» веса то на правую, то на левую ногу с плавными наклонами вправо и влево, держа в руках воображаемый штурвал). Помощник капитана смотрит в бинокль. (Расслабленные руки согнуты в локтях. В ладошках «как будто бинокль». Сохраняя руки в таком положении, поворачивать их вместе с корпусом вправо и влево. Стопы неподвижны - упр. 4б[1].) Пассажиры протирают иллюминаторы. (Одновременные круговые движения руками вправо и влево, при этом вес тела «переливается» то на правую, то на левую ногу - упр. 4в.) Они видят чаек, качающихся на волнах (упр.9). Давайте сядем на спинки к чайкам и полетим к облакам. (Фронтальное движение вперед с поочередным «переливанием» веса на правую и на левую ногу, руки плавно поднимаются через стороны вверх и опускаются вниз, словно крылья, темп движения постепенно ускоряется, переходит на легкий бег.) Нам пора возвращаться на корабль. Подул сильный ветер, и корабль стало раскачивать на волнах (упр. 8). II часть. Общеразвивающие упражнения с элементами стретчинга. Один моряк не удержался на палубе, упал в море и попал в подводное царство (наклон туловища вниз и постепенный переход в положение сидя). Мимо него проскакал морской конек (поочередное отрывание ног, согнутых в коленях, от пола в положении сидя, опираясь на руки). Чтобы морской конек заметил моряка, он решил помахать ему (сидя потянуться за руками вверх и сделать маховые перекрестные движения руками). Но конек не увидел моряка. Вдруг появилась огромная колесница. В ней ехал морской царь (упр. «велосипед», лежа на спине). Моряк спрятался за огромный камень (сесть на колени, сгруппироваться, голову опустить вниз, чтобы спрятать). А морской царь, не заметив моряка, поехал в свой замок. Любопытный моряк захотел узнать, где живет морской царь, и последовал за ним. Но у ворот стража своими острыми саблями преградила ему путь (лежа на спине, плавно поднять ноги через стороны вверх, сделать перекрест и опустить через стороны вниз). Моряк нашел лазейку и прополз через нее, минуя стражников (сидя на коленях, туловище прижато к коленям, руки выпрямлены вперед, прижаты к полу, постепенно прогибая спину, выпрямляем туловище и поднимаем голову, как бы проползая под воображаемой дугой – упр. «змея»). Когда моряк попал в замок, то увидел дочку морского царя. Она была похожа на обычную девочку, только у нее был хвостик (упор на руках и коленях; одновременно поднять одну прямую ногу с вытянутым носком и голову, а спину прогнуть вниз, сохраняя равновесие). Она была русалкой. Моряк захотел жениться на ней. Но морской царь разгневался, и поднялись на море огромные волны (лежа на спине, одновременно поднимаем руки и ноги вверх, делаем хаотичные движения ими, как будто барахтаемся в воде). Моряк решил подарить русалке жемчужное ожерелье. Давайте превратимся в жемчужины и поможем моряку (лежа на спине, поджать ноги, согнутые в коленях, руки, согнутые в локтях, плотно прижать к груди с сжатыми кулаками, подбородок прижать к груди – сгруппироваться, попытаться выполнить перекаты вправо-влево, сохраняя группировку до конца переката). Выбрал моряк самые красивые, нанизал их на ниточку и пошел к царевне-русалке (ходьба). Как увидели во дворце ожерелье, так и ахнули. И даже морской царь согласился отдать свою дочь-русалку замуж за моряка. III часть. Основные виды движений. 1. Пролезание в обруч прямо и боком (в чередовании) в группировке (5-6 раз). 2. Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, руки на поясе (2-3 раза). 3. Прыжки на двух ногах между предметами (расстояние 4 м) 2-3 раза. Подвижная игра. «Перелет птиц». IV часть. Игра малой подвижности «Найди и промолчи». Анализ занятия с элементами АПГ Занятия строятся на основе знаний о возрастных, индивидуальных, психофизиологических особенностях детей. Используя эмоционально насыщенные образы, близкие детям, сюжетные игры, подражательные движения, мы помогаем детям легко и с интересом осваивать физические упражнения. Большое внимание на занятии уделялось укреплению мышц спины, позвоночника, брюшного пресса и ног. 1-я часть занятия состоит из элементов АПГ. Используя плавность, естественность движений в начале занятия, я даю детям возможность комфортно переключиться с предыдущего занятия на последующее. АПГ балансирует физиологические процессы возбуждения и торможения детской психики. Чрезмерное возбуждение снимается, дети успокаиваются и полностью настраиваются на выполнение физических упражнений. А положительные эмоции, связанные с образами природы: «чаек, качающихся на волнах» или «корабля, плывущего по морю», позволяют получить детям от этих движений удовольствие и радость. Важно, что дети разного уровня физического развития и групп здоровья с помощью элементов АПГ обретают бодрость и великолепное настроение. На основе принципа комфортности дети научатся чувствовать свое тело и владеть им. 26.02.2005 г. Психолог С.Ю. Булюкина (Детский дошкольный центр «Исток» при управе «Лефортово» г. Москвы) О применении элементов АПГ в работе с детьми дошкольного возраста Я работаю воспитателем в детском саду более десяти лет. Три года назад я взяла группу детей 3-летнего возраста. В своей работе с ними я попробовала использовать некоторые элементы АПГ. Перед началом занятий, которые проводятся с детьми в детском саду, включала упражнения на расслабление - утренние «потягушки». Таким образом, ставила перед собой цель - успокоить детей после игр, переключить их внимание на предстоящие занятия. В процессе занятий в старших группах детского сада проводятся физкультминутки (разминка). Здесь также давала различные потягивания, например, “ловили” солнечные лучи раскрытыми вверх ладонями, а затем «рисовали» вокруг себя солнечный домик, в котором было тепло, уютно, надежно. Использовала и другие элементы АПГ («ловля» солнечных зайчиков на воде, вращение плеч, глаз). С каждым годом, по мере роста детей, я давала новые элементы. Несколько раз в старшей группе перед началом занятий по изобразительной деятельности проводила массаж кистей рук, чтобы таким образом подготовить руки детей к предстоящей работе. Дети с удовольствием выполняли все эти упражнения, особенно потягивания. В результате я сделала вывод, что уже в дошкольном возрасте нужно давать элементы АПГ, так как дети становятся более собранными, внимательными. Они не просто выполняют физические движения, а отдыхают, что дает возможность довести занятие до конца с большей продуктивностью. В последнее время мной замечено, что некоторые элементы АПГ вошли в повседневную жизнь детей. У некоторых из них появилась естественная потребность в упражнениях на растягивание и “потягушках”; они выполняют их добровольно, без принуждения в течение дня. Занятия проводились с вкраплениями элементов АПГ (через день) в течение 1996, 1997, 1998 гг. с детьми одной группы в количестве 20 человек. 30. 09. 1999 г Воспитатель Н.Ю. Барабанова. (я/с № 1503 г. Москвы) Опыт применения антистрессовой пластической гимнастики (АПГ) на занятиях по физической культуре Применять упражнения комплекса АПГ на занятиях в детском саду я начала с февраля 1996 г. с детьми-шестилетками – 2 группы, 1997 г. – 2 группы, 1998 г. – 2 группы, 1999 г. – 1 группа. Упражнения антистрессовой пластической гимнастики отличаются плавностью и слитностью движений, и я решила применить часть движений в конце занятий как расслабляющие упражнения длительностью 5-7 мин. Для лучшего усвоения детьми упражнений я предложила им сделать некоторые движения дома в ванной и запомнить их плавность выполнения в воде. Для поддержания интереса к плавным движениям на первом этапе обучения играли в игру “подводное царство”, где дети и на “троне Нептуна” сидели, и возле его «трона» исполняли разные движения, плавно, как морские жители. Упражнения на расслабление я брала из вводного раздела. По мере освоения детьми упражнений в этой части занятия я начала вводить упражнения на растягивание из раздела “Суставной массаж в сочетании с упражнениями на растягивание”. В конце занятия, чтобы дети не делали резких движений, предлагала пойти в группу плавно, как в воде. Детям это очень нравилось. Отдельные виды упражнений из АПГ (на равновесие, на расслабление) я вводила в разные части занятия. При составлении комплекса упражнений по профилактике плоскостопия я добавила упражнение из АПГ – вращение стопы. Если дети приходили на занятия очень возбужденными, я вводила несколько упражнений на расслабление из АПГ. Они успокаивались, и через несколько минут можно было начинать занятие. Следует отметить применение отдельных упражнений детьми в быту. Девочка научила своего дедушку упражнениям из вводной части, и они по утрам занимались ими вместо зарядки. Выводы: использование комплекса АПГ в конце физкультурных занятий помогает детям в восстановлении физических и эмоциональных сил. Особенно это касается физически слабых детей. 01. 10. 1999 г. Комплекс оздоровительной гимнастики для детей дошкольного возраста (6-7 лет) с введением элементов АПГ 1. Принять правильную осанку, стоя у стены. 2. Ходьба обычная, по разным поверхностям: по матам, ребристой доске, по массажным коврикам, приставным шагом по канату, на носочках по мягким дискам. 3. И.п. – о.с. – кисти к плечам. 1-4 – круговые движения руками назад. 5- 8 – то же вперед (по 4 раза). 4. И.п. – о.с. – руки в кольце на уровне плеч. 1-2 –поворот корпуса вправо, не отрывая стоп от пола. 3-4 – и.п. 5-6 то же влево. 7-8- и.п. – по 4 раза в каждую сторону. 5. И.п. – о.с. руки вдоль туловища. 1 – глубоко присесть, сохраняя осанку, хлопок в ладоши над головой. 2 –и.п. (6-8 раз). 6. И.п. – стойка ноги врозь, руки на коленях. 1-4 – вращение коленей внутрь. 5-8 – то же наружу. 7. И.п. – о.с. - приподнять правую ногу. 1-4 – вращение стопы по часовой стрелке. 5-8 – то же против часовой стрелки – и.п. То же другой ногой. 8. И.п. – лежа на спине, руки под шею. 1-8 – «велосипед» вперед. 9-10 – расслабиться. 1-8 - «велосипед» назад. 9-10 – расслабиться. 9. И.п. – то же, руки вверх. 1 - приподнять правую ногу. 2 – приподнять левую ногу. 3 – носки на себя. 4 – и.п. (4-6 раз). Элементы программы АПГ, используемые в д/с с детьми 5-6 и 6-7 лет. Упражнения разминки: 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11. Фронтальные перемещения: 12. Массаж суставов ног: 19, 20. Упражнения на растягивание: 34, 35, 37, 38. Медленные танцевальные шаги на месте: 40. 2004 г. Воспитатель Г.В Великанова. (ДОУ № 1969 г. Москвы)
Конспект занятий по физической культуре с элементами антистрессовой пластической гимнастики в средней и старшей и подготовительной группах Тема: «Прогулка к морю» I часть. Ходьба (на носках, на пятках, в приседе, бег с остановками). II часть. Упражнения без предметов. 1. «Поднимаются облака» (упр. 2 АПГ): на 1-2-3 медленно поднимаем обе руки до уровня лица, на 4-5-6 опускаем вниз. 2. Повороты вправо, влево. И.п. - руки округло согнуты в локтях на уровне груди («обнимают мяч». упр. 4 АПГ). 3. «Едем на водном велосипеде»: сидя на полу упр. «велосипед». 4. «Плывем на лодке»: сидя на полу, ноги вытянуты. Наклоны вперед, касаясь руками носков ног. 5. «Смотрим морское дно»: лежа на животе, руки и ноги вытянуты; на 1-2-3-4 руки и ноги приподнимаем, на 5-6 – опускаем. 6. «Плывем»: лежа на животе, имитируем плавание. 7. Прыжки («греемся на солнышке»): руки, ноги врозь, вместе. 8. «Поднимаем мяч» III часть. Основное движение: ходьба врассыпную с кружением и приседанием (идем по горячему песку на носках, чайки летают, кружатся на месте, увидев рыбку, приседают – поймали рыбку). Игра в мяч: отбиваем одной рукой, подбрасываем и ловим. IV часть. Возвращаемся домой (ходьба друг за другом). Дома умываемся (упр. АПГ): наклоняемся (имитируем, как берем ладонями воду), медленно поднимаем руки вверх; выливаем воду на себя – руки резко вниз. В последней части, чтобы дети успокоились, расслабились, я предлагаю им движения из комплекса АПГ. Детям очень нравятся эти имитирующие движения, они выполняют их с удовольствием. Эти движения я использую во всех группах от младшей до подготовительной (скрутка, руки медленно всплывают и тонут в воде, «потягушки», упражнения на растягивание, сидя на полу, «качалка» на полу, «ролик»). Детям нравятся такие упражнения как «кувшинка»: и.п. дети сидят на полу, скрестив ноги, ладони рук соединены на уровне груди, пальцы вверх, имитируя бутон кувшинки. Утро (цветок поднимается) - руки медленно плывут вверх; потом (цветок раскрывается) - руки медленно разводим в стороны; затем – вечер (цветок закрывается) - руки сводим, соединяя ладони, опускаем вниз в и.п. Рекомендации. Эти упражнения надо давать детям с 5 лет. Дети очень эмоциональны и им нравятся образы, они их успокаивают. 11.03.2005 г. Воспитатель Л.И Волховитина. (ДОУ № 1351 г. Москвы) План-конспект занятий по физической культуре с элементами антистрессовой пластической гимнастики Закончив курсы «Антистрессовая пластическая гимнастика» в 2002 г., использую в своей работе некоторые элементы движений, которые подходят детям по возрасту, так как предлагая тот или иной образ, хотелось бы, чтобы ребенок ярко и четко представлял его, тогда цель, которую я ставлю, будет достигнута в полной мере, т.е., ребенок сможет настроить свое мышление на спокойствие, доброжелательность и будет в течение дня сдерживать себя от резких порывистых движений, грубых действий по отношению к своим товарищам. Свои занятия обычно начинаю с построения детей в шеренгу, приветствуем друг друга, и для того чтобы настроить детей на занятия предлагаю им сделать «потягушки». Это помогает, дети становятся более внимательными, спокойными и способными воспринимать то, что я им предлагаю сделать. В основном я использую элементы АПГ вводной части занятия, такие как повороты корпуса вправо-влево, держа руки в кольце, вращение плечами вперед и назад, вращение глаз и головы в обе стороны и др. Также использую упражнения АПГ во время дыхательной гимнастики (после бега, после подвижной игры). Детям предлагается самостоятельно фантазировать, воспитатель задает только мыслеобраз солнца, водной среды, луга, леса и т.д. Все упражнения выполняются под плавную музыку. В результате дети расслабляются, успокаиваются и постепенно настраиваются на другой вид деятельности. Пример использования водной среды для освоения плавности движения Занятие «Подводный мир аквариума» (старшая группа) Вводная часть. Загадка: Стеклянный домик на окне с прозрачною водой, с камнями и песком на дне и с рыбкой золотой (аквариум). «Я фея водяная, волшебница такая, взмахну я вдруг рукой и опущу друзей в мир чудный под водой. Раз, два, три, все замрем. В мир подводный попадем». «Обследуем дно, не нарушая тишины». Ходьба обычная по кругу. Ходьба на носках. Ходьба с высоким подниманием колен, ходьба «змейкой» («не наступайте на скользкие камни, обойдите водоросли»). «Увидали вдруг угря – побежали не спеша» (легкий бег «змейкой», ходьба обычная, бег, сильно сгибая ноги назад). Построение в круг. Основная часть. Общеразвивающие упражнения: 1. «Водоросли» («Мы растем в воде морской, тянемся мы дружно к свету»). И.п. – основная стойка. 1 - руки через стороны вверх, подняться на носки, 2 - вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз. 2. «Улитка высунула рожки» («На дорожку рожки вышли из окошка»). И.п. – стоя на коленях, руки на голове. 1- руки вверх в стороны, наклон туловища вперед, 2 - вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз. 3. «Ракушка открывается» («Ракушка просыпается, створки открываются»). И.п. – сед, колени согнуть и обхватить руками. 1 – сед с прямыми ногами, руки вниз, 2 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. 4. «Рыбки ищут корм на дне» («Есть крылья, а не летают, ног нет, а не догонишь»). И.п. – сед на пятках, руки вниз. 1 – сед на коленях, руки вперед, вниз, туловище вперед, 2 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. 5. «Улитка ползет» («Любит медленно ползти, дом свой на себе нести»). И.п. – лежа на животе, руки на поясе, ноги вытянуты, голова приподнята. 1 – руки в стороны, вверх, ноги врозь. 2 – вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза. 6. «Рыбки играют в воде». И.п. – лежа на спине, руки вверх. 1-4 - перевороты со спины на живот (5-6 раз). 7. «Рыбки прыгают в воде». («Мелькнет в воде хвостом туда-сюда, подпрыгнет, – лишь бурлит вода»). Прыжки: ноги сомкнуты - врозь, руки вверх, ладони вместе – в стороны) в чередовании с ходьбой (30-40 раз). (Общеразвивающие упражнения проводятся под медленную тихую музыку). Основные виды движений
Подвижная игра. «Не задень». Дети делятся на две команды: первая – рыбки простые, вторая – рыбки золотые. Задание: «проплыть» (пробежать «змейкой») между «водорослями» (кеглями) и не сбить их. Кто быстрее? Релаксация. «Рыбки отдыхают на дне» (под музыку дети лежат на полу с закрытыми глазами): В голубой водице плывет рыбок вереница. Чешуей златой сверкая, кружится, играя, стая. Тишина их манит вниз, рыбки-рыбки, спать ложись! Заключительная часть Ходьба обычная в среднем темпе («По тропинке луговой возвращаемся домой»). (Во время ходьбы предложить детям представить, как они идут по лугу, слушают щебет птиц над головой, вдыхают воздух, пропитанный ароматом трав и цветов). Хочется отметить, что включение в занятия по физической культуре элементов АПГ позволяет быстрее воздействовать на внимание ребенка, пробудить в нем фантазию при выполнении упражнений. У ребенка проявляется интерес к занятиям, он становится более раскованным, уравновешенным. Хотелось бы, чтобы на занятиях по физической культуре антистрессовая пластическая гимнастика широко использовалась, так как она помогает оздоровить наше подрастающее поколение, сделать детей добрее, нежнее, терпимее друг к другу. Предлагаемый комплекс упражнений детям очень нравится. Выполняют они его с удовольствием. 26.02.2005 г. Воспитатель по физической культуре Л.В. Лужина (ГОУ д/с № 1628 г. Москвы) Из опыта работы по использованию АПГ с детьми 6 и 7 летнего возраста в течение двух лет. Использование АПГ на занятиях и вне их проводились мною в д/с № 538 (в 1997/1998 г.), № 621 (в 1999 г.) по 15 мин 2 раза в день. Занятия способствовали следующему: - у детей формировалось устойчивое внимание, дисциплина, снимались психические нагрузки; - детям нравилось заниматься под музыку, мысленно представлять картины моря, природы, тепло солнечных цветов лучей (и т.д.) с закрытыми глазами лежа, сидя. Они легко расслаблялись. Использую фрагменты упражнений из положения сидя на “троне”, лежа на спине. После таких упражнений дети становятся спокойнее, как бы уставая от упражнений, и с новыми силами приходят на занятия. Такие упражнения пытаются проводить и другие воспитатели, чтобы успокоить детей. Несколько слов о занятиях со взрослыми. В ДОУ № 538 сотрудники занимались один год (с 13.00 до 14.00). Они были довольны. Многие занимались в дальнейшем дома, что помогало снять усталость, боли в ногах, симптомы остеохондроза. Я также получаю от занятий АПГ положительные эмоции. Я работаю по 12 часов (преимущественно умственные нагрузки), устаю, частые головные боли, остеохондроз, изменения в сосудистой системе. Занятия АПГ помогают мне войти в нормальный ритм. Занимаюсь ежедневно по 10-15 минут и почти забыла про боли в суставах, головные боли, признаки остеохондроза. Забыла про таблетки. Рекомендую использовать занятия АПГ взрослым и детям для снятия усталости, психической нагрузки как в ДОУ, так и в школах. Вывод: в течение двух лет дети занимались АПГ. В результате они стали спокойнее, собраннее, внимательнее. Уменьшилась раздражительность. 19. 09. 1999 г. Ст. воспитатель Л.А.Лялина (д./с № 538, 621 г. Москвы) Конспект физкультурного занятия с кольцами для старшей и подготовительной группы с элементами Антистрессовой пластической гимнастики Цель: развивать у детей ловкость, силу, равновесие и выносливость. Обучать детей самомассажу, умению фантазировать, имитировать. Вводная часть. Дети входят в зал, садятся на колени на пол. Массируют руки (выполняют имитацию намыливания рук и пальцев), затем растирают ладошки так, чтобы было горячо. Поглаживают ушные раковины, затем быстро загибают уши вперед всеми пальцами и отпускают. Захватывают кончиками пальцев мочки ушей, с силой тянут вниз и отпускают. Звучит музыка. I часть. Дети начинают ходьбу: обычная, с высоким подниманием колен, на носках, широкий шаг, приставной шаг. Переходят на бег на носках с выбрасыванием ног вперед, руки прямые (Буратино). Руки на поясе, бег - забрасывая пятки высоко назад, бег «змейкой», подскоком. Восстанавливают дыхание. При ходьбе дети берут кольца и перестраиваются в три колонны. II часть. Общеразвивающие упражнения (с кольцами). 1. И.п. стоя. Ноги вместе, кольцо в правой руке внизу. 1 - руки через стороны поднимаем вверх, поднимаемся на носках. Перекладываем кольцо в другую руку. На счет 2- опускаемся. (10-12 раз). 2. И.п. - стоя. Пятки вместе, носки врозь. Кольцо опущено в руке. Поднять кольцо перед собой, поворот в сторону до упора. Возвращаемся в и.п., кольцо перекладываем в другую руку и выполняем поворот в другую сторону (5-6 раз в каждую сторону). 3. И.п. стоя. Ноги на ширине плеч. Кольцо вверху в обеих руках. Наклоны в стороны (5-6 раз). 4. И.п. - стоя. Кольцо в опущенной руке. Поднимаем согнутую ногу и перекладываем кольцо под ногой в другую руку (5-6 раз). 5. «Ласточка». Кольцо в вытянутых руках выносим вперед. Выпрямленную ногу поднимаем назад, стоя на др. ноге. Меняем ногу (4-5 раз). 6. И.п. стоя. Поднимаем согнутую ногу, вешаем кольцо на носок, подбрасываем кольцо и ловим (5-6 раз). 7. «Волна». Стоя на коленях, руки с кольцом вытянуты вперед. Сесть на пол слева, встать и сесть справа (5-6 раз). 8. Сидя ягодицами на пятках, крутим кольцо на полу пальцами одной и другой руки. 9. Сидя на полу, надеваем кольцо на носки ног, руки в упоре сзади. Поднимаем прямые ноги вверх (10 раз). 10. Сидя на полу, ноги разведены в стороны, кольцо в руках у груди, наклон к ноге, вешаем кольцо на носок, выпрямляемся. То же к другой ноге (5-6 раз). 11. «Качалка». Сидя, ноги согнуты, обхватываем колени руками и кольцом. Голову прижимаем к коленям и раскачиваемся. 12. «Пловцы». Лежа на животе, руки вытянуты вперед с кольцом. Дети начинают работать ногами. 13. «Бревнышко». Лежа на животе, дети вытягиваются и делают перекаты с живота на спину и обратно (5-6 раз). Звучит музыка. Дети встают, делают поворот (вправо или влево), смыкаются, кладут кольцо на голову. Идут по залу. Выкладывают из колец две дорожки, ставят скамейки, на скамейки кладут кольца. Основные движения: Дети идут «змейкой» между кольцами, затем прыгают через кольца, дальше идут по скамейкам, перешагивая кольца. Идут по кольцам, массируя ноги. Прыгают боком через кольца. Затем берут кольца и прокатывают их как по полу, так и по скамейке. Подвижная игра. «Ловишки с лентами». Спокойная игра (на основе комплекса «Антистрессовая пластическая гимнастика»): Ребята, давайте войдем с вами в море, где вода очень теплая и прозрачная. Войдем мы с вами по плечи. Смотрите, солнышко отражается в воде, и вода прозрачная, даже дно видно. Ножки ставим носками внутрь, а пятки разводим, и немного покачаемся в воде. Теперь давайте сядем на стульчик (воображаемый) и поиграем с водичкой. Руки легкие, как пушинки, поднимаем – они всплывают и тонут. А теперь давайте посмотрим в воду и увидим дно. Посмотрите, какие красивые ракушки и камушки. Присмотрели себе красивый камушек. Давайте задержим дыхание и достанем из воды понравившийся камушек или ракушку. (Дети делают вдох через нос и, задерживая дыхание, достают камушек. Затем встают и выдыхают через рот. Выполнять 4-5 раз. Воспитатель предлагает детям рассказать, какие камушки и ракушки они собрали. Дети «выходят из воды» и кладут свои находки в воображаемый короб.) Наблюдения. Детям доставляет большое удовольствие имитировать игры с водой, выполнять упражнения в воображаемой воде. Это развивает у детей образное мышление и фантазию. В результате они успокаиваются и испытывают радость и удовлетворение. Вывод: детям это нужно и полезно. Целесообразно применять в дошкольном образовании. 26.02.2005 г. Воспитатель по физической культуре Л.М. Москвитина (ГОУ д/с № 1637 г. Москвы) Коррекция плоскостопия Задачи: Укреплять и формировать свод стопы у детей. Учить выполнению безболевого суставного массажа и упражнений на растягивание; учить создавать воображаемые картины природы; формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы. Перекаты с носка на пятку. Ходьба по палке, канату, боковым приставным шагом. Ходьба «гусеницей». Массаж 1. И.п. - сидя на полу, ноги в стороны. Потянуться и на выдохе сделать наклон к ноге (по 3 раза к каждой ноге). 2. И.п. - сидя на полу. Вращение стопы по и против часовой стрелки (по 5 раз). 3. И.п. - сидя. Скрутка стопы подошвой вверх с одновременным наклоном корпуса и выдохом. 4. И.п. - сидя. Скрутка стопы подошвой вниз. 5. И.п. то же, ноги выпрямлены. Обеими руками поочередно оттягивать стопу на себя, по возможности выпрямить ногу в колене. 6. И.п. то же. Потянуться и на выдохе лечь грудью на вытянутую ногу, обеими руками оттянуть стопу на себя. 7. И.п. - сесть, скрестив ноги. Выпрямить руки, взявшись за воображаемую палку, медленно перенести ее за спину и обратно вперед. 8. И.п. - сидя на корточках, перенести вес на левую ногу, правую отставить в сторону. 9. И.п. - стоя в парах. Медленные танцевальные шаги. Медленный бег Упражнение на расслабление. И.п. - стоя. «Покачивание на волнах». Эти упражнения из программы по АПГ я регулярно включаю в занятия ЛФК для детей 5-7 лет. Из обследования врача-ортопеда видно, что они дают положительный эффект для решения поставленной задачи. Дети быстро разучивают эти упражнения, выполняют их качественно и с удовольствием. Мне программа АПГ помогает в работе. Я бы с удовольствием прослушала еще раз курс АПГ. 01.03.2005 г. Воспитатель по физической культуре Н.Н. Таратутина (ГОУ д/с № 1537 г. Москвы) Заключение об использовании воздействия антистрессовой пластической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет с ЗПР Дети с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) очень «сложные» - они отличаются невнимательностью, импульсивностью движений, слабо развитым воображением, быстро теряют интерес к работе – все это мешает им полностью выразить себя творчески, а именно в изобразительной деятельности. Рисунок, выполненный ребенком с ЗПР, можно сразу отличить по неяркости и незавершенности, слабой выразительности. Все дети любят играть, и когда однажды перед занятием рисованием им было предложено поплавать, как будто в воде, делая мягкие, плавные, непрерывные движения сидя на стуле, они охотно и с радостью согласились. Эти движения очень просты, очень понятны и близки детям. Так начались наши занятия АПГ – антистрессовой пластической гимнастикой. Занятия АПГ проходят в 2-х группах: подготовительная к школе группа детей с ЗПР и логопедическая группа. Группы по 5-6 человек. Продолжительность занятия - 5-7 минут ежедневно. Прошел месяц, и уже сейчас можно сказать о положительном коррекционном влиянии АПГ на психоэмоциональное состояние детей. У детей повысилась внимательность, усидчивость. Они стали собраннее, спокойнее, уравновешеннее, доброжелательнее. Рисунки приобрели завершенность. Темы в рисовании по воображению выполняются легче, что ранее детям с ЗПР было почти недоступно или выполнялось с большим трудом. Появилось много светлых красок в рисунках. Детские работы стали радостнее по цвету и насыщеннее по колориту. Все это говорит о больших перспективных возможностях антистрессовой пластической гимнастики во всестороннем развитии личности детей. Этот небольшой опыт наблюдения за влиянием элементов АПГ на детей с отклонениями в развитии (ЗПР) показывает полезность и нужность занятий. Они являются как бы скорой неотложной помощью для дальнейшего нормального, полноценного развития ребенка. А самое бесценное богатство нашего общества – это здоровье ребенка. 1999 г. Заведующая ДОУ № 1278 Н.С. Блохина Педагог дополнительного образования Т.В. Корчагина Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование) с элементами АПГ «Подводный мир» (подготовительная и старшая группы) Программное содержание. Учить рисовать по воображению. Развивать фантазию, эстетическое восприятие. Привлечь внимание детей к красоте подводного мира. Воспитывать любовь к природе. Материал. Листы белой бумаги. Кисти двух размеров, гуашь, акварель, палитры. Музыка стихии воды (спокойная, медитативная). Ход занятия. Коллективное синхронное выполнение упражнений детьми, стоящими по кругу, с воспитателем, ведущим рассказ. в центре. I часть. Рассказ воспитателя. Дети, представьте себе, что мы отправляемся в удивительное путешествие в подводный мир. (Разминка) Медленно и плавно погружаемся в прозрачную теплую морскую воду. Глаза слегка прикрыты. Замечаем, что цвет воды постепенно меняется, переходя от светлых зеленовато-желтых оттенков к насыщенным изумрудно-синим (упр. 1). Как только мы коснулись желтовато-оранжевого песка морского дна, перед нами внезапно появился морской конек, похожий на одну из шахматных фигур. Мы приветливо погладили его (упр. 2). Потянулись за морским коньком, пытаясь лучше его рассмотреть (упр. 3). Любопытная голубовато-зеленая медуза очень близко подплыла к нам, как бы приглашая потанцевать. Мы охотно согласились, нежно ее обнимая. Нарисуем ей в подарок подводную радугу - пусть полюбуется, она ее никогда не видела (упр. 4). Подводное течение подхватывает нас вперед-назад (упр. 5). Посмотрим внимательно, где мы с вами находимся, и кто нас окружает. Сколько рыб – это дети моря, какие они разные по форме и цвету! Справа плывет рыба-зебра, она полосатая, словно зебра, ее плавники похожи на крылья. Вверху "порхают" рыбы-бабочки, очень нарядные и красивые. За ними проплывает красная рыба-клоун – пестрая и яркая, похожая на настоящего клоуна. Слева показалась зеленоватая рыба-игла, своей формой напоминающая иглу. Внизу – неспешно прогуливается морская черепаха – это уже морское животное, как и зеленый краб, который прячется в песке (упр. 6). Наше внимание привлекло морское дно. Какое оно интересное! Ярко светят морские звезды – у них пять лучей – "рук", а у солнечной звезды – до тринадцати. Морские ежи очень напоминают земных ежей по форме – шар с иголками, а цвет намного ярче. Сколько здесь цветов! Алая "хризантема" – морская актиния - распустила свои нежные лепестки, есть и морская «гвоздика», «лилия» – но это морские животные, они образуют очень живописный цветник. Дно морское усеяно разнообразными камушками и ракушками (упр.7). Веселый дельфин решил с нами поиграть, закрутил нас, а потом слегка подтолкнул головой в грудь и спину (упр. 8,9). Многие камни покрыты изумрудным ковром – зелеными водорослями, нам захотелось дотянуться до них кончиками пальцев ног. Какие они мягкие, шелковистые! Можно даже завить их, сделать кудрявую прическу (упр.10,11). (Фронтальное перемещение, боковое перемещение) Продолжим наше путешествие. Передвигаясь дальше, плавно раздвигаем многочисленные водоросли, низкие и высокие (бурые, красные, зеленые). Какие у них разнообразные листья! Вот мы видим широкие листья морского салата, а эти листья- водоросли напоминают форму красного дубового листа, попадаются гладкие "пальцы" морской капусты, вьющиеся ленты морского пояса, тонкие нити бурой водоросли (упр.16). Передвигаясь боковыми шагами, стараемся протиснуться через узкий проход подводных скал (упр.17). (Свободное перемещение) Перед нами открылась чудесная картина кораллового леса. Мимо проплывают осьминоги, кальмары и целая стайка пестрых рыбок. Мы решили поплавать вместе с ними. Поблагодарим наших новых друзей за доброжелательность, гостеприимство и доставленное удовольствие от общения с ними и скажем – «до свидания»! Радостные, полные впечатлений от увиденного (внутренним взором), мы возвращаемся из подводного путешествия, желая изобразить все увиденное в рисунках. II часть. Рисование подводного мира. Советы воспитателю. Оформить выставку детских работ. 2004 г. Педагог дополнительного образования Т. В. Корчагина Занятия по физической культуре с элементами антистрессовой пластической гимнастики (для детей с нарушениями зрения старшей и подготовительной групп) Занятия проводились в коррекционных старшей и подготовительной группах с гипервозбудимыми детьми в 2003/2004 г. Упражнения АПГ использовались в I (вводной) части занятия, что помогало детям прийти в спокойное состояние, а в течение всех занятий приобрести навык равномерного распределения физических и психических нагрузок, развить образное мышление. Картины природы, способствующие расслаблению, возникновению ощущения комфорта, внутреннего равновесия очень нравятся детям. Ребята с большим удовольствием представляли себя входящими с берега реки в воду, яркое солнце над головой, легкое прикосновение ветерка и старались выполнить движения в соответствии с представленным образом, т.е. сделать свое движение более плавным, слитным, естественным. Но не все получалось, так как. дети с нарушениями зрения. Им трудно было удержать равновесие на одной ноге, пока я не предложила им новый образ – мостик, за который они могли бы держаться, входя в воду. Такие сравнения помогают более быстрому освоению движений метода АПГ и привносят в процесс обучения элементы игры, что очень важно для детей дошкольного возраста. После такой вводной части ребята становились более спокойными, уравновешенными, что позволяло во II (основной) части занятия выполнять ОРУ и ОД (по программе обычного занятия) точнее и правильнее. В III (заключительной) части занятия я также давала упражнения АПГ: медленные танцевальные шаги, затем ускоренные. А после бега малыши с большим удовольствием выполняли упражнение «потягушки». Ребятам очень нравятся такие занятия. После них дети уходят не вялыми, уставшими, или гипервозбудимыми, а в нормальном состоянии, готовыми к дальнейшему творчеству. В наше сложное неспокойное время, когда маленького человека на каждом шагу подстерегают трудности, неожиданности, приводящие к физическому и нервному истощению или перегрузкам разработанная программа АПГ очень важна. По-моему, АПГ надо продолжать развивать и пополнять новым материалом. А затем на его основе подготовить к печати еще одну программу по АПГ, но для детей дошкольного возраста. 08.03.2005 г. Воспитатель по физической культуре Е.А. Труханова (ДОУ д/с № 1191 г. Москвы) [1] Номера упражнений здесь и далее см. в: Программе по физической культуре для учащихся 1-11 классов «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)» |