Программа АПГ: апробация и применение

Программа ставит своей целью помочь детям с самых ранних лет сформировать такую реакцию на нервно-психические напряжения, которая заведомо связана с удовольствием, как от физических нагрузок, так и от освоения объема информации.

Преимущество данной программы в том, что она построена по принципу выгоды подхода «все вместе», когда результат (комфортность, в которой заинтересован каждый) напрямую зависит от общей согласованности движений, т.е. степени его синхронизации. Эта синхронизация, т.е. общий поток движения, кроме того, сама по себе настраивает на неотделенность, чувство защиты, созданным своими же стараниями единством движения и связанной с этим общностью. Такая степень синхронизации внешнего движения и внутреннего состояния качественно отличается от обычной координации, например в игровых видах, поскольку основана на использовании стресс-тормозящего механизма, принципиально повышающего чувствительность каждого участника общего процесса движения. Этим закрепляется и совершенствуется способность чувствовать нюансы движения и - постепенно, в более широком плане - нюансы вообще, как основу творчества. Поэтому данная программа с полным основанием может считаться программой выявления творческих способностей у детей как аспекта их воспитания, что подтверждается результатами апробации[1].

Программа в защите детей от террора и его последствий

В современных условиях проникновения информации стресс используется как орудие террора. В этом контексте значимость программы, обучающей детей антистрессовому методу, настроенному на защиту от стрессового воздействия повышенной мощности и учитывающего возможность пограничной ситуации, – самоочевидна. Эффективность защиты гарантируется как масштабностью[2], так и научным уровнем[3] проведенных фундаментальных исследований[4]. Кроме того, сам метод, повышая чувствительность детей к деталям, вызывающим дискомфорт, приучает чувствовать по его нарастанию приближающуюся опасность. Такая тренировка чувства опасности – по сути единственная защита от кризисной ситуации, дающая возможность ее просто избежать.

Программа в защите от наркотиков, алкоголизма, курения

Если стремление к удовольствию естественно, то единственный способ, избавиться от его суррогата, наркотика – обучить природной комфортности, дать ей закрепиться и усилиться за годы обучения, т.е., противопоставить противоестественному естественное большего масштаба. Такое превентивное воспитание защиты от суррогатных удовольствий – одна из задач, решаемых данной программой.

Программа в подготовке детей к воинской службе

Значимость данной программы определяется возможностью решения нескольких задач, связанных с общим здоровьем детей:

1.      Рост психической выносливости и устойчивости гарантируется обучением удовольствию от напряжений и заинтересованностью в их усилении.

2.      Рост физической силы и навыков обеспечиваются контекстом той же стимуляции.

3.      Следствием такого подхода является желание испытать себя в области все больших нагрузок, вплоть до экстремальных, что создает предпосылки готовности к ним и устраняет страх и неуверенность перед трудностями армейской службы.

Программа в системе дошкольного образования

Возможности применения программы определяются общностью принципа построения качественности процесса и распределения нагрузок. Отличия связаны с перенесением акцентов на более полное использование возможностей воображения и элементов игры при относительно меньших физических нагрузках. Значимость программы определяется возможностью с самых ранних лет заложить основы естественного восприятия жизни, базирующегося на желании испытывать удовольствие от процесса своей деятельности и по этому признаку искать наиболее естественное приложение своих способностей. Так, умение действовать по принципу естественной комфортности, а потому и интереса, внутренней тяги, позволит сделать правильный выбор своего направления на всю жизненную перспективу.

Резюме

Созданные отечественные фундаментальные разработки направлены на формирование устойчивого комфортного состояния как противодействие  травмирующему воздействию негатива стрессфакторов и ликвидацию их последствий. Предложен так называемый антистрессовый механизм[5] реакции организма, требующий для своего проявления более тонкого, щадящего подхода ко всему спектру нагрузок. Такой подход, закрепляющий связь испытываемого напряжения и удовольствия от него, приводит к естественному стремлению к еще большему удовольствию и, соответственно, желанию увеличить нагрузку. Только так можно без травм добиться естественного стремления ребенка стать сильнее физически, а в области нервно-психических нагрузок - проявления стремления с удовольствием учиться и «жажды знаний». Надо особо отметить, что комфортное состояние само провоцирует доброжелательное отношение к другим людям, а шире – стремление к максимальным нервно-психическим нагрузкам, связанным с принятием решения, чувством долга и ответственности, т.е. к освоению сферы морали и этики.

Таким образом, значимость представленной программы в том, что в самом общем плане она ликвидирует разрыв между образованием и воспитанием:

а) использованный в ней единый подход к нравственному и физическому здоровью, базирующийся на общем понятии комфортности процесса, закрепляет связь нагрузок и удовольствия от них, что гарантирует интерес к учебе и потому – качество усвоения информации;

б) это в свою очередь создает предпосылки к естественному стремлению в область все больших и более тонких напряжений, связанных с нравственными ценностями и их реализацией как нормы жизни.

Данная программа является основой проекта Фундаментальные исследования в социальной защите населения. Антистрессовый метод и культура движения. Антистрессовая пластическая гимнастика (см. раздел «Перспективы и планирование развития АПГ»).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о возможности использования антистрессовой пластической гимнастики (АПГ) на уроках физической культуры. Апробация программы по физической культуре для учащихся 1 - 11 классов «Антистрессовая пластическая гимнастика»

Общие замечания

Школа имеет гимназические классы и ориентирована на баскетбол с 1997 г.

Апробация проводилась в трех взаимодополняющих вариантах, объединенных общими элементами (базовая техника - упражнения на расслабление, растягивание и равновесие, "переливание" веса, повороты, суставный массаж, бег, элементы танца и перемещений - упр. 2, 4в, 6, 7а, 10, 16, 19, 29 из программы):

1) полный вариант АПГ, 100% времени урока;

2) урок АПГ с элементами игры, а также упражнениями для обу­чения двигательным умениям и навыкам (лапта, эстафета, хожде­ние по скамейке, лазанье по канату и акробатика). АПГ - 50% вре­мени урока: в подготовительной части урока - 20%, в заключитель­ной - 30%;

3) урок, построенный на базе баскетбола (футбола, пионербола и др.), дополненного элементами АПГ. АПГ - 20% времени в заключительной части урока либо 10% в подготовительной и 10% в заклю­чительной.

Общее время апробации - 4 года.

По первому варианту занятия проводились в 1995/96/97 гг. во II четверти.

Уроки по второму варианту вводились по усмотрению препода­вателя в этот же период во II-III четвертях.

Уроки по третьему варианту проводятся с 1995 г. по настоящее время во II-III четвертях.

Распределение времени определялось постепенным переходом от режима профилактических нагрузок (подготовительный период) к большей динамике движений.

Это позволяет как снять накопленную усталость, так и подгото­вить учеников к восприятию физических нагрузок без их резких пе­репадов и перегрузок.

Описание уроков по вариантам. Мотивировка заключения

По полному варианту АПГ занятия проводились с девочками 5-7-х классов в период раздельного обучения на сдвоенных уро­ках в течение 1,5 ч со сдвоенными классами (два пятых, два шес­тых и т.д.).

Занятия включали все разделы АПГ: вводный раздел (разминка), техника перемещений, суставный массаж и упражнения на растягивание, заключительный раздел (танцевальные шаги и бег).

Уроки АПГ с элементами игры, а также другими упражнениями вводились по усмотрению преподавателя в зависимости от общего состояния и настроя учащихся в тех же классах, что и по полному варианту.

В подготовительной части урока давали из АПГ некоторые уп­ражнения разминки, суставного массажа, бег. Потом давалась игра либо упражнения по обучению двигательным умениям и навыкам. Затем с целью восстановления дыхания, снятия накопившегося на­пряжения, усталости давались упражнения из АПГ: элементы размин­ки («переливание» веса, повороты, потягивания с последующим рас­слаблением в наклоне вперед), перемещения с активной работой рук («в толще воды сквозь водоросли»), упражнения на растягивание сидя на полу.

Уроки, построенные на базе баскетбола (футбола, пионербола и других подвижных игр), дополненного элементами АПГ, проводят­ся во всех классах с 5-го по 11-й.

Как в подготовительную, так и в заключительную части урока включаются из АПГ базовые элементы разминки, суставный массаж рук и ног, бег (фронтальный, спиной, боком, с вращениями), техника перемещений. В заключительную часть урока из АПГ дополнитель­но включаются упражнения на растягивание и танцевальные шаги.

В подготовительной части урока особенно много внимания уде­ляется упражнениям АПГ на равновесие, «переливание» веса с одной ноги на другую, упражнениям на растягивание и суставного масса­жа, как помогающим улучшить маневренность (способность менять направление), скорость, выносливость, точность исполнения и лег­кость движения.

Освоение приемов бега в наклоне (по АПГ) также является подво­дящим элементом и органично сочетается с основами техники бас­кетбола.

Как в подготовительную, так и в заключительную части урока включаются из АПГ базовые элементы разминки, суставный массаж рук и ног, бег (фронтальный, спиной, боком, с вращениями), техника перемещений. В заключительную часть урока из АПГ дополнительно включаются упражнения на растягивание и танцевальные шаги.

В подготовительной части урока особенно много внимания уделяется упражнениям АПГ на равновесие, "переливание" веса с одной ноги на другую, упражнениям на растягивание и суставного массажа, как помогающим улучшить маневренность (способность менять направление), скорость, выносливость, точность исполнения и легкость движения.

Освоение приемов бега в наклоне (по АПГ) также является подводящим элементом и органично сочетается с основами техники баскетбола.

Для всех классов давали сочетание легкой атлетики, гимнастики, акробатических упражнений, баскетбола и других спортивных игр с элементами АПГ как в подготовительной, так и в заключительной части урока.

Сочетание на уроке перечисленных видов спорта с элементами АПГ полезно, так как помогает плавно войти в режим нагрузок ба­зового урока и плавно, без рывков выйти из режима импульсных (стрессовых) нагрузок, помогает подготовить мышцы, связки, суста­вы и уберечь их от травматизма, способствует формированию навы­ков равновесия, улучшает динамичность, подвижность и точность в игре.

Формируемое в АПГ умение чувствовать свой вес помогает в вы­полнении упражнений в «висе», прыжках с места, умении «бросить» свое тело в нужном направлении, в выполнении гимнастических уп­ражнений на равновесие (хождение по перевернутой гимнастической скамейке).

Благодаря обучению детей мыслить образами (в подробности уметь представить предстоящее упражнение) у них повышается на­строение и интерес к урокам физкультуры, они получают удовлетво­рение от такого подхода обучения, что заметно в технике исполне­ния конкретного упражнения. Детям интересно перед выполнением упражнения мысленно «проигрывать» его с учетом требований к тех­нике выполнения - в итоге заметно улучшается качество исполнения и удовлетворение результатом.

Так, например, перед броском мяча в корзину дети с удовольстви­ем готовятся, формируют мыслеобраз хрустального шарика, кото­рый они должны бережно положить в корзину, стоящую высоко ввер­ху. Это помогает формировать и закреплять бросок без дерганий и добиваться в слитном, мягком движении точного попадания мяча в кольцо.

Перед прыжком в длину учащиеся мысленно переносят свое тело за нужную отметку. Такая предварительная работа приводит к до­стижению лучшего результата.

Следует особо отметить положительное влияние включения эле­ментов АПГ в урок для работы с астенизированными детьми. Даже ослабленные дети могут плавно войти в режим нагрузок с помо­щью АПГ. Использовалась модификация урока, так как изменился контингент детей, стало больше ослабленных, и тем более стал не­обходим щадящий подготовительный подход к нагрузкам, что осо­бенно важно в работе с астенизированными детьми. Сам режим дви­жения по методу АПГ, в том числе плавный щадящий суставный массаж, оказывает успокаивающее воздействие и является основой щадящего подхода подготовки астенизированных детей к возмож­ным нагрузкам.

Упражнения на растягивание и суставный массаж сами формиру­ют приторможенный режим и одновременно способствуют выпол­нению принципа «не навреди» постепенным ростом нагрузок на мышцы, связки, суставы.

Имея от природы разные физические возможности, некоторые дети стесняются оказаться хуже других. Благодаря применению сю­жетного игрового мышления и подхода АПГ - выполнять все упраж­нения по своим возможностям и с удовольствием - дети раскрепоща­ются и занимаются с интересом.

Считаем нужным отметить значительное количество детей с на­рушением координации, искривлением позвоночника, малоподвиж­ными суставами (ходят согнув колени, сидя на полу не могут выпря­мить ноги в коленях). Им очень полезны упражнения суставного мас­сажа и на растягивание из АПГ, так как они ускоряют освоение двигательных навыков.

Освобожденные от уроков физической культуры после перенесенных простудных заболеваний могут заниматься АПГ для плавного вхождения в режим повседневных нагрузок. АПГ является средством восстановления после заболевания. Введение АПГ в структуру уро­ка позволило увеличить число занимающихся более чем на 10%, а в период после роста простудных заболеваний - до 30%.

На уроках физической культуры в сочетании с элементами АПГ давалась теория. Объяснялась важность качества синхронности при коллективных упражнениях. Старшеклассники обучались качеству синхронности методом показа с одновременным исполнением под ритм музыки. Ученикам младших классов предлагалось выполнять упражнения вместе с учителем методом повторения за учителем. Да­вались объяснения о полезности навыков расслабления, сохранения равновесия, необходимости сознательного отношения к своему здо­ровью, бережного и тактичного отношения друг к другу, о полезно­сти сохранения равновесия в любых ситуациях.

В этой связи можно отметить, что улучшил ась атмосфера в клас­сах, дети стали внимательнее и тактичнее относиться друг к другу, появился доброжелательный настрой при выполнении коллективных действий.

Занятия по АПГ проводились под музыку, что положительно ска­зывается на настроении детей. С особым интересом выполняется бег под музыку. Детям нравится освоение навыков образного мыш­ления. Особенно нравится фантазирование в свободном перемеще­нии (импровизация), бег с вращением (вызывает мыслеобраз сне­жинки) и др.

Девочкам-старшеклассницам нравится плавный режим, мягкие и пластичные движения. Они с удовольствием выполняют танцеваль­ные шаги под музыку. Мальчикам нравится суставный массаж, уп­ражнения на растягивание, «переливание» веса в скрутках и при пе­ремещении, парные упражнения на растягивание, гибкость и силу, техника самозащиты.

Пример жизненности программы АПГ ярко проявился на школь­ных вечерах, когда именно танцевальные шаги в парах из програм­мы АПГ исполнялись как медленный танец.

Рекомендации и выводы

Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) - это единствен­ное предельно щадящее направление, все разделы которого объеди­нены специфическим режимом слитности, мягкости, замедленности, позволяющим снять утомляемость и накопленное напряжение, обес­печить переход от одного вида деятельности к другому естественным образом, улучшить эмоциональное состояние и вызывающим жела­ние выполнять другую работу, формирующим дружескую атмосфе­ру в коллективе.

Метод АПГ является самым щадящим, естественным вхождением в режим нагрузок, позволяет привлекать ослабленных детей к заня­тиям. Даже ослабленным после ОРЗ и простудных заболеваний де­тям занятия с элементами АПГ помогут возвратиться (восстановить­ся) к активной жизни.

Обязательно включать АПГ в начальной школе.

Особенно удачна АПГ для 5-классников, так как они только при­шли из начальной школы и поэтому легко воспринимают новизну подхода к движению в АПГ.

Обязательно ввести АПГ в l0-ll-х классах, чтобы обучить моло­дых людей, выходящих в жизнь, жизненно необходимым качествам на основе формирования естественного слитного движения. В стар­ших классах можно привить ученикам любовь к бегу благодаря АПГ. Девочки, например, стеснялись заниматься бегом из-за своего неуме­ния. Использование техники бега АПГ помогло научиться бегать, перестало сбиваться дыхание, бег выполнялся с удовольствием.

В связи с тем, что ослабленных детей стало больше (это показыва­ют диспансеризации), нужно изменить урок, больше внимания уде­лять здоровью детей, и АПГ является уникальным методом, кото­рый поможет сохранить здоровье молодого поколения.

Занятия по полному варианту АПГ целесообразно проводить во II четверти в режиме, подобранном преподавателем (можно выбрать один-два класса). Рекомендуем занятия проводить под музыку. АПГ также помогает в работе с трудными детьми.

Сочетание движения и мыслеобраза в АПГ позволяет закрепить комфортное состояние, что приводит к снятию напряжения, ликви­дации негативных эмоций. Дети перестают думать о плохом.

Программа АПГ помогает научить детей основным навыкам: - владению своим телом;

- умению распределять свой вес и управлять равновесием;

- технике экономичного бега (бег в падении);

- умению соединить движение и образ («входить в образ»). Это умение должен освоить каждый ребенок, тогда он будет лучше усва­ивать другие дисциплины;

- умению расслаблять тело и комфортно воспринимать нагрузки, что повышает интерес к занятиям физической культурой;

- свободному раскрепощенному движению (движение «свободного полета»);

- выполнению коллективных действий;

- взаимопониманию в коллективе.

Особенно велика потребность в этой программе школ с гимнази­ческими классами (из-за умственных перегрузок учащихся) и детей, ослабленных хроническими и текущими болезнями, как предельно щадящей.

Считаем, что программа АПГ полезна и необходима также учи­телям-предметникам для применения элементов АПГ в форме физ­культпауз на уроке. Это даст детям возможность отдохнуть, а уме­ние создавать воображаемые картины (мыслеобразы) природы, вос­питываемое АПГ, поможет в освоении многих предметов.

В этой связи необходимо ввести АПГ в качестве учебной дисцип­лины в программы вузов соответствующего профиля, а также орга­низовать практическое ознакомление и освоение метода на целевых курсах и семинарах по АПГ как учителями физической культуры, так и учителями-предметниками.

Как практики мы рекомендуем вводить АПГ в программу школ уже сейчас.

Особенно важно отметить проявленную детьми заинтересован­ность в том новом, что дает АПГ. Именно стимулом к занятиям фи­зической культурой является проявление интереса к тому, как через физическое движение повысить доброжелательность, тактичность, чуткость, внимательность и уважение к людям и окружающему.

Таким образом, программу по физической культуре для учащихся l-11-х классов «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)» ввиду ее жизненности и актуальности считаем необходимым ввести в Единый государственный стандарт общей образовательной школы, начальной школы, т.е. на протяжении всех лет обучения в школе

18.01.2000 г.

Заслуженный учитель РФ, преподаватель физической культуры, методист здорового образа жизни, (32 года педагогического стажа) Т.И. Удалова

Мастер спорта в академической гребле, преподаватель физической культуры с направлением ЛФК, (8 лет педагогического стажа) Т.Е. Мусина

(СОШ № 982 г. Москва

Опыт использования антистрессовой пластической гимнастики на уроках русского языка и литературы

У меня неплохой контакт с детьми, поэтому мне захотелось в обыч­ную разминку перед уроком внести некоторые элементы АПГ. Было желание помочь детям, так как с перемены они приходили в таком состоянии, что пол-урока приходили в себя. Я решила попробовать разминку АПГ с пятиклассниками, так как они в силу своего возрас­та податливы и эмоциональны.

В течение 5-7 мин мы не делали рывков ногами и руками, мы про­сто «плавали». Дети привыкли к этому термину и полюбили упраж­нения; мягкое перемещение рук и ног, оттяжка пальцев рук, скрутка рук и ног. Эту разминку мы проводили в классном кабинете, поэто­му не все упражнения можем себе позволить. Но даже это снимает у детей тревогу, например, перед контрольной работой. Снимается душевный дискомфорт и агрессия. Это было заметно после «погла­живания ногой кота» (перемещение веса с одной ноги на другую). Дети очень успокаивались после выполнения этого упражнения.

Через 2-3 года выполнения таких упражнений у учащихся появля­ется, на мой взгляд, какая-то внутренняя грация, ликвидируется психоэмоциональная нестабильность, прекращаются состояния паники и агрессии, т.е. они приходят в состояние уравновешенности. Часто даже во время урока, после напряженного письма можно дать какие-то упражнения (например, оттяжку пальцев).

Я никогда не заставляла (!) детей делать эти упражнения. Я их просто предлагала, и через некоторое время эти упражнения дела­ли все. Упражнения «западали» в детей, делая их мягче, увереннее в себе. Через 2-3 года выполнения таких упражнений мои дети даже внешне отличаются от других: нет резкости движений, крика, ненуж­ной беготни.

Думаю, что АПГ необходимо вводить в школьную про грамму, так как у детей большие нагрузки умственного плана, шумового. АПГ также помогает формированию личностных качеств ребенка.

24.09.1999 г.

Учитель русского языка (педагог-словесник с 40-летним стажем) Л.П. Стрючаева

(СШ № 6 г. Мытищи)

 

Элементы антистрессовой пластической гимнастики на уроках окружающего мира в 1-ом классе

В l-й класс школы ребенок поступает в 6 лет. Зачастую родители стремятся отдать его еще раньше. При подготовке в школу ребенка учат читать, считать, заучивать стихи, но при этом часто забывают о том, что ребенок будет испытывать дискомфорт, сидя подолгу на одном месте, отвлекаясь и уставая. К сожалению, большинство де­тей 6-летнего возраста не занимаются спортом, часто болеют, много времени играют за компьютером. Как помочь такому ребенку пра­вильно двигаться, не уставать, радоваться и справляться с нагрузка­ми? Педагоги начальных классов обязательно включают в свои уро­ки физкультминутки. В первом классе на уроках окружающего мира я использую элементы АПГ. Медленные плавные движения ребенку сделать сложно, так как большинство детей плохо координированы. Здесь на помощь приходит воображение. Этому способствует пра­вильно сформированный мыслеобраз. Перед началом урока очень хорошо «поплавать» - плавно поднимать и опускать руки, вообра­жая воду. Это очень успокаивает детей, помогает сосредоточиться. Постепенно дети привыкают к воображаемой опоре, другие упраж­нения им даются легче. Например, «нарисуй шар». Дети пытаются показать большой шар, при этом, находясь в состоянии неустойчи­вого равновесия, не испытывают дискомфорта (они опираются на свой шар). Очень трудно детям стоять на одной ножке. В середине урока мы часто делаем упражнение «цветок». Ребенок воображает себя цветком и прекрасно держит равновесие (ведь он колокольчик, он крепко держится на ножке). Очень хорошо дети изображают раз­ных зверей. Здесь можно использовать показ упражнений одним ре­бенком, другие с удовольствием будут за ним повторять. При этом не забудем, что лиса крадется тихо, переползая невидимые препят­ствия. Очень полезно пройтись по воображаемому бревну, держась за руки. Это все делается в классе, на обычном уроке. Если включать элементы АПГ в урок физкультуры, можно выполнять упражнения построясь в круг, лежа, сидя и Т.д. Главное, что движения АПГ детям очень нравятся, делают они их с удовольствием и без напряжения.

По моим наблюдениям в течение нескольких лет, те дети, которые занимаются АПГ, более приспособлены к нагрузкам, стрессам, раз­личным изменениям ситуации. Они не растеряются от неожиданно­сти, всегда примут сдержанное решение. Эти дети становятся лидера­ми, так как другие дети видят в них защитника - спокойного и рассу­дительного. АПГ надо обязательно вводить в курс школы и дошкольного учреждения

План-конспект урока по курсу "Окружающий мир" с элементами АПГ

Тема урока: «Вода»

Вместо оргмомента начать урок с упражнения «Плавание». Дети, стоя около своих парт, плавно поднимают и опускают руки. Учитель при этом тихо и распевно говорит детям: «Ваши руки всплывают и медленно тонут в воде». Во время этих упражнений дети представля­ют воду, успокаиваются, сосредотачиваются.

Цели и задачи урока можно сформулировать так:

1.      Дать детям представление о свойствах воды.

2.      Рассказать (и показать видеофильм) о водоемах.

3.      Дать представление о роли воды в природе и в жизни людей.

4.      4. Научить ценить и беречь воду.

А также закрепить такие ассоциации, как чистота, спокойствие, устойчивость, непрерывное и плавное течение. Создание мыслеоб­разов, связанных с понятием «вода».

Ход урока

Уч.: Дети, скажите, какая бывает вода?

Если не «поплавать» в начале урока, то ответы будут однознач­ными - мокрая, прозрачная, безвкусная. Если же дети проделали уп­ражнения в начале урока, то они скажут еще: мягкая, приятная, плот­ная, спокойная и Т.д.

Уч.: Правильно, все это можно сказать о воде. А можем мы ска­зать, какой формы вода?

Дети: Нет.

Уч.: Почему?

Дети: Потому, что она жидкая.

Далее учитель просит ребенка налить воды в стакан и спрашивает детей, какой формы вода в стакане.

Дети говорят, что вода приняла форму стакана.

Учитель выливает воду из стакана в тарелку, дети видят, что вода принимает форму тарелки, и делают вывод: вода не имеет формы, а принимает форму сосуда.

Уч.: Скажите, а бывает вода, которая имеет определенную форму?

Дети сначала озадачены, но, как правило, кто-нибудь вспоминает про снег. Здесь учитель достает кубики льда и дает детям.

Уч.: Видите, вода бывает твердой, потому что она замерзла. По­ложите лед в тарелку, и в конце урока мы увидим, что станет со льдом. А теперь вспомните, что бывает, когда кипит чайник.

Дети говорят, что из носика идет пар.

Уч.: Это тоже вода. При кипении она превращается в пар.

Далее дети сами делают вывод: вода - прозрачная жидкость, при замерзании превращается в лед, при кипении - в пар.

фuзкультминутка

Дети представляют воду. Движения плавные. «Плавание». Руки поднимаем и опускаем. Медленно поворачиваемся вправо, влево, держа руки «на воде». Наклоняемся вниз, отдыхаем. Держим равно­весие, плавно перетекаем (переносим вес) на правую ногу, левой со­вершаем круговые движения, затем наоборот. Отдыхаем «плавая». Садимся за парты.

Уч.: Скажите, где мы можем увидеть воду, много воды? Дети: в реке, в пруду, в озере, в море.

Сейчас мы с вами посмотрим на эти водоемы, увидим животных, которые в них живут, людей, которые работают у воды, посмот­рим, как воду очищают и какая опасность грозит нам при загрязне­нии воды (просмотр части фильма учебной кассеты - «Мир вокруг нас»).

фuзкультминутка

«Свободное плавание». Можно под музыку. Дети выполняют дви­жения с перемещением, плавно «перетекая».

Уч.: Теперь возьмите карандаши и нарисуйте рыбок, которых мы поселим в наш «водоем».

Дети рисуют, учитель прикрепляет рыбок на доску.

В конце урока дети делают вывод о значении воды, о том, что поду надо беречь.

Уч.: Что мы представляем, когда думаем о воде? - Спокойное плав­ное течение реки, гладь озера, спокойное море, красивых рыбок.

Дети, как правило, говорят, что надо чаще думать о воде, воображая себя на берегу.

Если останется время, можно вспомнить загадки о воде. В конце урока дети сами захотят «поплавать».

Домашнее задание. В бассейне или в ванне проверить, как вода поднимает руки и как медленно в воде руки опускаются.

18.02.2005 г.

Педагог Ю.А. Харламова (СОШ № 748 г. Москва)

 


 

[1] Заключение о возможности использования АПГ на уроках физической культуры заслуженного учителя РФ Т.И Удаловой., преподавателя ЛФК Т.Е.Мусиной; Антистрессовая пластическая гимнастика  (АПГ). Рекомендации по практическому освоению метода и его применению на уроках по физической культуре заслуженного учителя РФ Т.И Удаловой., преподавателя ЛФК Т.Е.Мусиной

[2] Более 40 учреждений и ведомств.

[3] Аттестационная комиссия – д-р мед. наук, проф. Р.Е Мотылянская., д-р биол. наук. проф. П.И Гуменер., д-р мед. наук. Э.Я Каплан, проф. Д.Д Донской, проф. Л.И Абросимова.

[4] Теория и практика физической культуры – 1989 - №3, 1991 - №5

[5]  Теория и практика физической культуры – 1989 - №3,1991 - №5.