|
|
Воспитание нравственности с помощью АПГ
|
Развитие нравственного начала через культуру движения в антистрессовой пластической гимнастике С. А. Нагорных, соискатель кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПКиПРО (Москва) Интенсивность жизни современного о6шества с непрерывно растущими нагрузками при отсутствии четких нравственных ориентиров формирует условия жизни, в контексте которых необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования. Уровень здоровья детей падает, растет число детей с хроническими заболеваниями. Современные дети испытывают большие умственные перегрузки. Традиционные методы восстановления здоровья становятся малоэффективными на фоне преобладающего воздействия нервно-психических перегрузок. Создавшаяся ситуация требует такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, активное формирование адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к различным стресс-факторам. Не вызывает сомнений и то, что нравственное здоровье лежит в основе психического, а следовательно, и общего здоровья человека. Сказанное подводит к мысли о необходимости единого подхода, как к физическому, так и к нравственному здоровью. Один из таких подходов предлагает антистрессовая пластическая гимнастика. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) - это первое отечественное оздоровительное направление, основанное на едином подходе к нравственному и физическому здоровью. Под здоровьем в АПГ подразумевается устойчивое равновесие всех сфер жизнедеятельности. Устойчивость или стабильность - это единый параметр, который объединяет процессы во всех сферах. Стабильность процесса является краеугольным понятием, объединяющим всю совокупность условий стабильности системы, в частности -- человека. Способность процесса к самосохранению является также устойчивостью или его жизнеспособностью. Жизнеспособность, как устойчивость в долговременной перспективе составляет основу подхода к любой системе и потому неотделима от понятия комфортности. Критерием совокупного равновесия процессов жизнедеятельности организма является ощущение комфорта, поэтому обучение в АПГ связано с переключением внимания с обычного результата (его геометрические, скоростные характеристики и т.д.) выполнения движения на получение удовольствия от самого процесса его выполнения. Следствием такого подхода является возрастающая легкость движения и комфортность его восприятия. Таким образом, решается задача формирования ощущения удовольствия, комфорта от выполняемого движения. Ставится задача обучения комфортному восприятию физических и психических нагрузок, как основы продвижения. Совершенствование или рождение нового качества неотделимо от принципа комфортности, единственно позволяющего сохранить и приумножить достигнутое равновесие. Принцип комфортности является интегральным показателем равновесия. Комфортность прикладываемых усилий определяется качеством соответствующего стимула. Сама же стимуляция напрямую зависит от величины и масштабности используемой для этого идеи, ее соответствия принципу расширения в сферу синтеза своих возможностей, т.е. принципу нравственности или принципу любви. Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры человека неразрывно связана с понятием совершенствования. Самосовершенствование - это процесс преобразования человеком своей природы в стремлении ко все более полному проявлению его нравственного начала во всех сферах жизнедеятельности. Именно проявление нравственной природы человека в физической сфере способно преобразовать качество процесса физического движения, претворяя его в способность к творчеству. Стремление к совершенствованию качества движения, т.е. степени его непрерывности, и необходимость постоянного контроля этого качества связаны с освоением режима длительных физических и нервно-психических нагрузок. Их постепенный рост обеспечивает повышение тонуса организма и создает необходимые предпосылки для формирования нравственных и физических качеств. Другими словами, АПГ формирует психофизиологические основы нравственности. Нравственность перестаёт быть отвлеченным понятием, необязательным к практическому применению. Если исходить из того, что в человеке - все движение, все процесс (физическое тело, психоэмоциональная сфера и мышление), то и нравственность также является процессом (движением), но высшей природы (любовь, доброжелательность, сочувствие, сострадание и т.д.). Нравственное начало в человеке всегда работает на объединение и основано на принципе синтеза. Это принцип целостности в нас самих - основной природный принцип. Гармоничное единство всех сфер жизнедеятельности человека в первую очередь определяется нравственностью, а следовательно, их устойчивостью или жизнеспособностью. АПГ формирует навыки комфортного восприятия физического, нервно-психического и ментального напряжений, что позволяет свести к минимуму возможность дисбаланса напряжений, и обеспечить плавный вход в режим обычных и повышенных нагрузок и является средством защиты от негативного воздействия их на психику, ликвидирующим негативные эмоции. Метод способствует развитию через физическое движение доброжелательности, чуткости, внимательного отношения к людям и окружающему миру. В целом, психоэмоциональная сфера становится более гибкой и, вместе с тем, более устойчивой к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. А умение чувствовать удовольствие от процесса движения – способность чувствовать естественное развитие процесса движения - формирует способность к импровизации, творчеству. АПГ - это способ лечить себя собственным движением, т.е. освоить процесс движения по следующему принципу: как комфортно, естественно, а значит с удовольствием и интересом совершенствовать себя, удерживать внутреннее комфортное состояние во всей полноте жизни. Другими словами, АПГ учит качеству жизни. Режим движений в АПГ оказывает общее массирующее воздействие, приводит к улучшению кровообращения и питания организма в целом, но главное - снимает усталость, поднимает настроение и дает силы. А этическая направленность метода дисциплинирует, помогает строить качественно новые отношения - нравственно устойчивые и доброжелательные. Использование АПГ особенно полезно для ослабленных детей, т.к. обеспечивает естественное, щадящее вхождение в режим нагрузок, тренируя адаптационные механизмы организма. Повышается сопротивляемость к различным заболеваниям. Кроме того, после занятий АПГ внимание у ребенка становится более устойчивым и продолжительным, углубляется процесс мышления, обогащается воображение, улучшается память, что необычайно важно для создания большей эффективности всего педагогического процесса в детском саду, школе. Таким образом, в соответствии с принципом иерархии, мерилом физического здоровья является, с одной стороны, устойчивость равновесия всех процессов, связанных с жизнедеятельностью физического тела, в том числе и физического движения, а с другой стороны - проявление нравственного начала в мышлении человека, которое проявляется в доброжелательности, способности к бескорыстному следованию принципу Общего блага, стремлении к самосовершенствованию. Литература 1. «Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)». 2. Тезисы доклада А.В. Попкова «Комфортность процесса. Социальный аспект» (см. колонку автора)
Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) - это восстановление внутренней целостности человека через совершенствование всей совокупности процессов физического движения, нервно-психического состояния и мышления, что составляет единый подход к нравственному и физическому здоровью. АПГ - это практическая дисциплина, доступная даже неподготовленному человеку, позволяющая учиться заново процессу движения по принципу, как комфортно, как естественно, а значит с удовольствием и интересом удерживать внутреннее комфортное состояние не только в работе с детьми, но и во всей полноте жизни. Эта же идея (удовольствие от процесса) была предложена Президентом и нашла свое применение как личная жизненная позиция[1], что делает метод особенно важным в деле воспитания молодежи. Другими словами программа АПГ учит качеству жизни. Метод тренирует адаптационные механизмы организма, что в контексте физической тренировки позволяет свести к минимуму возможность дисбаланса напряжений и обеспечить плавный вход в режим обычных и повышенных нагрузок. Умение распределять нагрузку равномерно, используя технику расслабления, приводит к тому, что движение становится менее энергозатратным, способствуя увеличению скоростных характеристик. АПГ - это метод психофизической тренировки и является средством защиты от негативного воздействия на психику повышенных нагрузок стрессорного характера. В результате снимается накопившаяся усталость, напряжение нервной системы, ликвидируются негативные эмоции. В процессе занятий формируются навыки аутотренинга в движении, навыки образного мышления, развивающего творческое начало в человеке, навыки поочередности и одновременности расслабления и напряжения отдельных групп мышц, а синхронное выполнение упражнений создает основу для проявления чуткости, сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения. Метод помогает понять как быть здоровым, как укреплять нервную систему, держать себя в руках, т.е. уметь помочь себе и другим. Что дают курсы АПГ педагогам, воспитателям: осознать ответственность за состояние своего здоровья и передать ее детям; приобрести навык образного мышления и использовать его для обучения детей; умение сохранять равновесие, знать, как в любой момент привести себя в спокойное состояние и избежать срыва; умение сочувствовать, навык терпения и терпимости; меньше болеть и легче справляться с болезнями; понять, что работа над качеством движения позволяет настроиться на спокойный и доброжелательный лад и постепенно избавиться от неконтролируемых вспышек раздражительности. Программа АПГ помогает обучить детей основным навыкам: владеть своим телом; умению распределять свой вес и управлять равновесием; технике экономичного бега; умению соединять движение и образ («входить в образ»); этот навык необходим каждому ребенку для лучшего освоения различных дисциплин; свободному раскрепощенному движению (движение «свободного полета»); выполнению коллективных действий и взаимопониманию в коллективе. (МО РФ. Образование и культура. Материалы пятой междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. – М.: Academia АПКиПРО, 2002. – С 191). |