Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) представляет собой метод
психофизической тренировки, специально разработанный для его
использования в ситуациях повышенных нагрузок стрессорного характера как
средство защиты от их негативного воздействия на психику.
В то
же время эта задача решается в контексте физической тренировки, что
позволяет свести к минимуму возможность дисбаланса напряжений и
обеспечивать плавный вход в режим обычных и повышенных нагрузок.
Подобный щадящий подход позволяет привлекать астенизированные
контингенты обучающихся без риска перегрузок и в то же время гарантирует
выраженный эффект повышения тонуса и улучшение их общего состояния.
Как
показала медико-биологическая и педагогическая апробация (научный
руководитель – д-р мед. наук, проф., Р.Е. Мотылянская),
метод АПГ является не только профилактическим, но и способствует
улучшению состояния при заболеваниях костно-суставной, нервной,
сердечно-сосудистой, эндокринной систем, дыхательных путей, органов
зрения и др.
Есть
указания на целесообразность использования АПГ в наркологической
практике.
Метод
является эффективным средством борьбы с неблагоприятными воздействиями
окружающей среды в силу экономизации дыхания, уменьшения ситуативной
тревожности, повышения психо-эмоциональной устойчивости и т.д.
Проведенные исследования позволили выявить принципиально новый механизм
адаптации организма к воздействию стресс-факторов различной природы и,
соответственно, новые возможности его реабилитации.
АПГ
объединяет в себе западные и восточные подходы к здоровью человека и
включает в себя технику расслабления, психотренинг в движении,
безболевой массаж суставов, бег, основы пластики и танца. Метод
опирается на воспитание культуры движения, способствует развитию
творческих возможностей и эстетическому восприятию.
АПГ– это прежде всего целостный подход к
нравственному и физическому здоровью человека, основанный на
совершенствовании качества процесса физического движения, равновесия
нервной системы и мышления.
Таким
образом, масштабность и качество проведенной апробации, эффективность
метода и его простота, возможность достижения результата без специальных
дополнительных затрат позволяют отнести предложенный подход к
фундаментальным отечественным разработкам, требующим их безотлагательной
реализации ввиду сложившейся трудной ситуации как со здоровьем
населения, так и с возможностями его поддержания традиционными
средствами.
В
этой связи АПГ рекомендуется как метод коллективной терапии для широкого
применения к контингентам, различающимся по возрасту, уровню
подготовленности, профессиональной принадлежности и, особенно, для
астенизированного контингента детей.
Как
вариант лечебной физкультуры метод может быть с успехом использован как
на уроках по физической культуре, что имеет немаловажное значение для
эстетического воспитания, так и в качестве учебной дисциплины при
подготовке преподавателей в вузах соответствующего профиля.
Целесообразно также использование АПГ на курсах повышения квалификации
преподавателей по физической культуре.
(Из письма заместителя директора Московского научно - практического
Центра спортивной медицины (МНПЦСМ) Комитета здравоохранения г. Москвы
А.М. Ящука от 15.11.1999 № 329). |