Характеристика программы АПГ

 

 

 

На главную страницу

 

«У нас в стране  есть опыт использования так называемой «пластической гимнастики», разработанной на основе традиционных оздоровительных китайских и индийских гимнастик. Исследованиями показано, что пластическую гимнастику можно считать не только средством профилактики, но и прекрасным инструментом в борьбе с нервно-психическими перегрузками и связанными с ними болезнями.

Главным управлением общего среднего образования Минобразования России в содружестве с авторским коллективом разработана Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)»/1/

 «…В АПГ предлагается целостный подход к решению проблемы нравственного и физического здоровья, который связывает воедино задачу нравственного воспитания с совершенствованием психического и физического здоровья, а также указывает  конкретный путь ее разрешения.

АПГ – фундаментальные отечественные разработки, новое направление оздоровительной работы среди населения, утвержденное Госкомспортом СССР, ВНИИФК, Россоветом ВДФСО профсоюзов, РВФД. По этой теме имеются научные публикации, выпущены программы: лечебно-оздоровительная (1989 г., РВФД МЗ РСФСР) и образовательная для средней школы (1996 г., МО РФ). В феврале 2002 г. образовательная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов «Антистрессовая пластическая гимнастика» опубликована в Справочнике работника физической культуры и спорта  (М.:Советский спорт, 2002).

Метод прошел масштабную медико-биологическую, психологическую и педагогическую апробацию в рамках дошкольных учебных заведений, средней и высшей школах, а также на общегородских курсах обучения населения основам АПГ.

В его основе – принципиально новый подход к процессу как опоре внутренней стабильности и источнику внутренних перемен. Такой подход с единых позиций решает проблему нравственного и физического воспитания, подготовки молодежи к армии, социальной защиты населения и его здоровья в контексте приоритета качества процесса, т.е. его стабильности.

Освоение АПГ особенно полезно начинать с дошкольного возраста, так как на фоне постоянно возрастающих информационных, а следовательно, и нервно-психических нагрузок в школе метод  включает  механизмы сопротивления к воздействию стресс-факторов различной природы. Психика детей становится более гибкой и устойчивой, вследствие формирования навыка комфортного восприятия возрастающих нагрузок различного характера, которые в результате не оказывают травмирующего воздействия на здоровье ребенка, а  их все более комфортное восприятие подготавливает психику к возможным нервно-психическим перегрузкам. Таким образом, с ранних лет обеспечивается освоение техники безопасности при стрессах.

Освоение АПГ дает возможность:

- планомерно увеличивать психоэмоциональную устойчивость;

- избавиться от последствий стресса и негативного воздействия окружающей среды;

- увидеть естественный путь стимуляции двигательной активности, основанный на стойко закрепленном комфортном  восприятии физических и нервно-психических нагрузок;

- принять моральный фактор как основу комфортного восприятия действительности и общей стабилизации организма и в итоге:

- освоить предложенный подход к качеству процесса («удовольствие от процесса») в построении чистой и достойной жизни» /2/.

 

«...Программа АПГ помогает научить детей основным навыкам:

- владению своим телом;

- умению распределять свой вес и управлять равновесием;

- технике экономичного бега (бег в падении);

- умению соединить движение и образ («входить в образ»). Это умение должен освоить каждый ребенок, тогда он будет лучше усва­ивать другие дисциплины;

- умению расслаблять тело и комфортно воспринимать нагрузки, что повышает интерес к занятиям физической культурой;

- свободному раскрепощенному движению (движение «свободного полета»);

- выполнению коллективных действий;

- взаимопониманию в коллективе.

Особенно велика потребность в этой программе школ с гимнази­ческими классами (из-за умственных перегрузок учащихся) и детей, ослабленных хроническими и текущими болезнями, как предельно щадящей.

Считаем, что программа АПГ полезна и необходима также учи­телям-предметникам для применения элементов АПГ в форме физ­культпауз на уроке. Это даст детям возможность отдохнуть, а уме­ние создавать воображаемые картины (мыслеобразы) природы, вос­питываемое АПГ, поможет в освоении многих предметов.

В этой связи необходимо ввести АПГ в качестве учебной дисцип­лины в программы вузов соответствующего профиля, а также орга­низовать практическое ознакомление и освоение метода на целевых курсах и семинарах по АПГ как учителями физической культуры, так и учителями-предметниками.

Как практики мы рекомендуем вводить АПГ в программу школ уже сейчас.

Особенно важно отметить проявленную детьми заинтересован­ность в том новом, что дает АПГ. Именно стимулом к занятиям фи­зической культурой является проявление интереса к тому, как через физическое движение повысить доброжелательность, тактичность, чуткость, внимательность и уважение к людям и окружающему.

Таким образом, программу по физической культуре для учащихся l-11-х классов «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)» ввиду ее жизненности и актуальности считаем необходимым ввести в Единый государственный стандарт общей образовательной школы, начальной школы, т.е. на протяжении всех лет обучения в школе» /3/

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Письмо начальника Главного Управления общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации М.Р. Леонтьевой от 23.08.1994 г № 781/11

2. Письмо Ректора АПКиПРО, д-ра пед. наук, профессора Э.М. Никитина

№ 404 от 03.07.2002 г.

3. Заключение о возможности использования Антистрессовой пластической гимнастики на уроках физической культуры - заслуженный учитель РФ, преподаватель физической культуры Т.И. Удалова,  преподаватель физической культуры с направлением ЛФК, мастер спорта Т.Е. Мусина (СОШ № 982 г. Москва 2000г).