«У нас в стране есть опыт
использования так называемой «пластической гимнастики», разработанной на
основе традиционных оздоровительных китайских и индийских гимнастик.
Исследованиями показано, что пластическую гимнастику можно считать не
только средством профилактики, но и прекрасным инструментом в борьбе с
нервно-психическими перегрузками и связанными с ними болезнями.
Главным управлением общего среднего
образования Минобразования России в содружестве с авторским коллективом
разработана Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов
«Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)»/1/
«…В АПГ предлагается целостный подход к решению проблемы нравственного
и физического здоровья, который связывает воедино задачу нравственного
воспитания с совершенствованием психического и физического здоровья, а
также указывает конкретный путь ее разрешения.
АПГ – фундаментальные отечественные разработки, новое направление
оздоровительной работы среди населения, утвержденное Госкомспортом СССР,
ВНИИФК, Россоветом ВДФСО профсоюзов, РВФД. По этой теме имеются научные
публикации, выпущены программы: лечебно-оздоровительная (1989 г.,
РВФД МЗ РСФСР) и образовательная для средней школы (1996 г., МО
РФ). В феврале 2002 г. образовательная программа физического воспитания
учащихся 1-11-х классов «Антистрессовая пластическая гимнастика»
опубликована в Справочнике работника физической культуры и спорта (М.:Советский
спорт, 2002).
Метод прошел масштабную медико-биологическую, психологическую и
педагогическую апробацию в рамках дошкольных учебных заведений, средней
и высшей школах, а также на общегородских курсах обучения населения
основам АПГ.
В его основе – принципиально новый подход к процессу как опоре
внутренней стабильности и источнику внутренних перемен. Такой подход с
единых позиций решает проблему нравственного и физического воспитания,
подготовки молодежи к армии, социальной защиты населения и его здоровья
в контексте приоритета качества процесса, т.е. его стабильности.
Освоение АПГ особенно полезно начинать с дошкольного возраста, так как
на фоне постоянно возрастающих информационных, а следовательно, и
нервно-психических нагрузок в школе метод включает механизмы
сопротивления к воздействию стресс-факторов различной природы. Психика
детей становится более гибкой и устойчивой, вследствие формирования
навыка комфортного восприятия возрастающих нагрузок различного
характера, которые в результате не оказывают травмирующего воздействия
на здоровье ребенка, а их все более комфортное восприятие
подготавливает психику к возможным нервно-психическим перегрузкам.
Таким образом, с ранних лет обеспечивается освоение техники безопасности
при стрессах.
Освоение АПГ дает возможность:
-
планомерно увеличивать психоэмоциональную устойчивость;
-
избавиться от последствий стресса и негативного воздействия окружающей
среды;
-
увидеть естественный путь стимуляции двигательной активности, основанный
на стойко закрепленном комфортном восприятии физических и
нервно-психических нагрузок;
-
принять моральный фактор как основу комфортного восприятия
действительности и общей стабилизации организма и в итоге:
-
освоить предложенный подход к качеству процесса («удовольствие от
процесса») в построении чистой и достойной жизни» /2/.
«...Программа АПГ помогает научить детей основным навыкам:
-
владению своим телом;
-
умению распределять свой вес и управлять равновесием;
-
технике экономичного бега (бег в падении);
-
умению соединить движение и образ («входить в образ»). Это умение должен
освоить каждый ребенок, тогда он будет лучше усваивать другие
дисциплины;
-
умению расслаблять тело и комфортно воспринимать нагрузки, что повышает
интерес к занятиям физической культурой;
-
свободному раскрепощенному движению (движение «свободного полета»);
-
выполнению коллективных действий;
-
взаимопониманию в коллективе.
Особенно велика потребность в этой программе школ с гимназическими
классами (из-за умственных перегрузок учащихся) и детей, ослабленных
хроническими и текущими болезнями, как предельно щадящей.
Считаем, что программа АПГ полезна и необходима также
учителям-предметникам для применения элементов АПГ в форме
физкультпауз на уроке. Это даст детям возможность отдохнуть, а умение
создавать воображаемые картины (мыслеобразы) природы, воспитываемое
АПГ, поможет в освоении многих предметов.
В
этой связи необходимо ввести АПГ в качестве учебной дисциплины в
программы вузов соответствующего профиля, а также организовать
практическое ознакомление и освоение метода на целевых курсах и
семинарах по АПГ как учителями физической культуры, так и
учителями-предметниками.
Как практики мы рекомендуем вводить АПГ в программу школ уже сейчас.
Особенно важно отметить проявленную детьми заинтересованность в том
новом, что дает АПГ. Именно стимулом к занятиям физической
культурой является проявление интереса к тому, как через физическое
движение повысить доброжелательность, тактичность, чуткость,
внимательность и уважение к людям и окружающему.
Таким образом, программу по физической культуре для учащихся l-11-х
классов «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)» ввиду ее
жизненности и актуальности считаем необходимым ввести в Единый
государственный стандарт общей образовательной школы, начальной школы,
т.е. на протяжении всех лет обучения в школе» /3/
ПРИМЕЧАНИЕ
2. Письмо Ректора АПКиПРО, д-ра пед.
наук, профессора Э.М. Никитина
№ 404
от 03.07.2002 г.
3.
Заключение о возможности использования Антистрессовой пластической
гимнастики на уроках физической культуры - заслуженный учитель РФ,
преподаватель физической культуры Т.И. Удалова, преподаватель
физической культуры с направлением ЛФК, мастер спорта Т.Е. Мусина (СОШ №
982 г. Москва 2000г).
|