Сборник материалов
XVII
всероссийской научно-практической
конференции «Социальные процессы в современной Западной Сибири»
На главную страницу
|
Социальные
процессы в современной Западной Сибири:
сборник научных трудов. Выпуск 17.
– Горно-Алтайск6 БИЦ ГАГУ, 2017. С. 58-61
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
АЛТАЙ
ФГБОУ ВО "ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ"
ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ АЛТАЙСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
РФО
Сборник
подготовлен на основе материалов XVII
всероссийской научно-практической конференции «Социальные
процессы в современной Западной Сибири», организованной кафедрой
философии и правоведения ГАГУ 7-9 июля в рамках реализации научных
мероприятий, финансируемых Российским гуманитарным научным фондом г.
Горно-Алтайск
ISSN № 2410-2431
Социальные процессы в современной Западной Сибири
Файл pdf: нажмите здесь*
________________
* При публикации выделенные
желтым цветом строки были изъяты из оригинального текста, приведенного
ниже:
УДК 371.7
АНТИСТРЕССОВАЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Попков А.В., автор и тренер-преподаватель Антистрессовой
пластической гимнастики (АПГ), руководитель авторской группы
разработчиков АПГ,
Россия, г. Москва,
apgantistress@mail.ru
Захаров П.Я., к.филос.н., доцент, заведующий
кафедрой физического воспитания и спорта, физиологии и
безопасности жизнедеятельности
Горно-Алтайский государственный университет,
Россия, г. Горно-Алтайск,
zacharov.pavel@yandex.ru
Аннотация: В статье дается краткая характеристика
Антистрессовой пластической гимнастики – как одной из форм
двигательной активности, рассказывается об апробации данного
метода, предлагаются перспективы дальнейшего развития в качестве
учебной дисциплины, позволяющей ликвидировать разрыв между
образовательным и воспитательным процессами . Ключевые слова:
этика, образование, комфортность, антистрессовая пластическая
гимнастика.
Современный
период развития социума характеризуется резким возрастанием
нервно-психических нагрузок. Это следствие и компьютеризации, и
мощности информационных потоков, и социальной напряженности, что
на фоне гиподинамии влечет риск перегрузок, последствий
длительного воздействия стресса. В таком контексте требуется
адекватный ответ в виде антистрессовой защиты, к которой можно
отнести созданный в конце 1980-х гг. метод, получивший название
Антистрессовая пластическая гимнастика или АПГ. В его основу был
положен принципиально новый подход к движению, его устойчивости
и возможности ее прогрессирования.
В качестве базового принципа
была принята связь сфер жизнедеятельности, степень которой
определяется как устойчивость или жизнеспособность всех систем
человеческого организма. При этом доминирующим является принцип
иерархии, согласно которому сферой высшей устойчивости
полагается та, которую мы связываем с понятием этики, а само
иерархическое построение сфер соответствует йоговской концепции
их расположения. Таким образом, устойчивость или
жизнеспособность есть базовая характеристика, объединяющая всю
систему связей человеческого организма. Другим принципиальным
положением является приложение к термину этики или
нравственности понятия процесса, поскольку устойчивость
подразумевает движение в его направленности, т.е. процесс. Это
соображение
|
является ключевым для понимания
самой возможности связи всех сфер в их иерархической
расположенности, – включающей и физическую. В таком контексте
этическое и физическое оказываются в единой цепи взаимодействия,
объединенные общим для них понятием процесса. Этика становится
основой устойчивости физического движения и всей физической
сферы, прямо влияющей на ее жизнеспособность, а
совершенствование физического процесса с позиции роста
устойчивости замыкает цепь взаимодействия, создавая единый
контур повышения жизнеспособности организма. Эти представления
легли в основу формирования подхода к физическому движению, в
котором критерием устойчивости стало понятие плавности – в ее
внешнем выражении и внутреннем восприятии, – как комфортности
соответствующих напряжений. Термин комфортность, по сути, есть
показатель интегральной сбалансированности процессов, т.е. той
же устойчивости на стадии ее роста. В своих высших проявлениях
она переходит в то, что известно как творческая радость,
моральное удовлетворение, т.е. степени того, что понимается под
состоянием счастья или полнотой гармонизации. Поэтому
комфортность восприятия физических напряжений является звеном
цепи, без чего нельзя достигнуть и общей сбалансированности или
гармонии.
Особую роль в построении метода
сыграла его этическая основа, за которую было принято Учение
Живой Этики или Агни-Йога. Как морально-этическое учение о
человеке и его месте в системе мироздания, органично соединяющее
народную мудрость, новейшие научные достижения, нравственные
правила, практические рекомендации по поддержанию духовного и
физического здоровья [Электронный ресурс] // Экспертное
заключение Института философии РАН – Режим доступа:
http://www.antistressapg.ru/RAN.htm,
свободный. – Загл . с экрана (дата обращения 20.04.17), она в
полной мере отвечает современным представлениям о светской этике
как синтез или единство путей совершенствования. С этим Учением
связана идея непрерывности жизни как процесса, которая легла в
основу создаваемого метода, а категорийная связь с устойчивостью
позволила расширить спектр ее выражений применительно к каждой
из сфер жизнедеятельности.
Эти представления были оформлены
в виде концепции и разработанного комплекса движений, в котором
основную роль играл сам процесс при использовании специальных
режимов, – от замедленного до импульсного. Геометрически
движения развивались от простейших и по нарастающей, включая
маятниковые колебания в различных вариациях. Однако
первоначально найденный эффект релаксации, давший импульс к
построению метода, мало зависел от выбранной геометрии. Это
позволило сформулировать понятие качества процесса как степень
его непрерывности или устойчивости. В таком ключе этическое и
физическое представляются как иерархия качества, – в их
взаимном дополнении.
Апробация
метода проводилась под руководством д.м.н., проф. Р.Е.
Мотылянской и группы ученых, наиболее известных в своих областях
науки. Исследования показали высокий процент улучшений по всем
основным
|
системам жизнеобеспечения
организма, что позволило сделать вывод о существовании механизма
стресс-торможения и его задействования в качестве защиты от
перегрузок (антистрессовый механизм) [1, 2]. Это имеет важное
значение для защиты психики, особенно детей от информационных
потоков и связанных с этим напряжений. Возможность формировать
психическое равновесие с помощью особых режимов движения
открывает перспективы использования уже наработанного опыта
физической культуры как культуры движения и антистрессовой
защиты. Результаты медико-биологической и психологической
апробации, закрепленные в методических рекомендациях [3] стали
основой утверждения метода как нового направления массовой
оздоровительной физкультуры, аттестации специалистов по АПГ
(Госкомспорт СССР, ВНИИФК, ВДФСО профсоюзов 1989 г) и дальнейшей
работы с целью определения возможностей адаптации метода к
принципиально дополнительным мегаполису условиям. При этом был
выбран Горный Алтай как в наибольшей степени отвечающий этому
условию – с одной стороны, а с другой – связанный с этической
основой метода. Трехгодичная медико-педагогическая апробация
подтвердила как эффективность метода, так и возможность его
адаптации в новых условиях. Группы обучения действовали в
Барнауле, Горно-Алтайске, Усть-Коксе, создавались учебные фильмы
(барнаульское телевидение), информация давалась в публикациях и
на лекциях. Были отмечены заинтересованность в обучении и
быстрое освоение метода. Результаты этой работы, проводившейся
при кураторстве Комитета здравоохранения Республики Алтай
мотивировали обращение группы директоров школ Горно-Алтайска в
правительство Республики с ходатайством о внедрении АПГ в
систему образования.
По итогам
апробации Министерством образования РФ было принято решение о
разработке учебной программы по АПГ для школьников с 1 по 11
класс. Она была создана в 1996 году в Москве [4] и стала основой
всей дальнейшей деятельности авторской группы по образовательной
линии и, прежде всего, – выявления возможности расширения
контингента детей (система ДОУ), обучения преподавателей основам
АПГ в рамках курсовой подготовки и системе переподготовки
кадров. Как показали занятия со школьниками, проводившиеся
опытными педагогами, применение АПГ не только улучшало
показатели физической активности, но и позволяло приобщиться к
физической культуре детям, пропускавшим занятия по состоянию
здоровья. Первый опыт подобного рода был отмечен во время
обучения детей с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП),
когда даже при отсутствии координации, они все же почувствовали
эффект и смогли отказаться от снотворных лекарств. Как показал
другой опыт занятий, например, с детьми с задержкой психического
развития (ЗПР), всегда отмечались перемены в лучшую сторону, что
подтверждает вывод педагогов, участвовавших в апробации
программы, о необходимости «ввести ее в Единый Государственный
Стандарт общеобразовательной школы, начальной школы, т.е. на
протяжении всех лет обучения» [5, с.105]. Особенно важно
отметить, что «связывая воедино комфортность восприятия
физических и нервно-
|
психических нагрузок,
устойчивость психики с ориентацией на нравственные нормы, данный
подход ликвидирует существующий разрыв между образовательным и
воспитательным процессами [Электронный ресурс] // Экспертное
заключение В.К. Бальсевича. – Режим доступа:
http://www.antistressapg.ru/str_Balsevich_2.htm, свободный.
– Загл . с экрана (дата обращения 20.04.17).
Развитие концептуальных основ
АПГ, обобщение накопленного опыта были закреплены в публикациях
[5, 6, 7], создании сайта АПГ [8] и работе по подготовке
программы для высшей школы. С этой целью в 2011 году в
Горно-Алтайском государственном университете
на кафедре теории и методики
физической культуры и спорта на основе комплексной программы
АПГ в рамках изучения учебной дисциплины «педагогическое
физкультурно-спортивное совершенствование» разработан раздел
программы и проведено обучение студентов 5 курса по
специальности «Физическая культура». Студенты в теории и
практике рассмотрели такие разделы АПГ как: АПГ - направление
оздоровительной работы, культура движения и познание, АПГ с
позиций биомеханики, педагогические основы и организация занятий
АПГ, АПГ в системе школьного образования, комплекс упражнений и
другие.
В 2013 г. в Горно-Алтайском
государственном университете выпущено
учебно-методическое пособие по АПГ [7].
В 2016 году прошло курсовое
ознакомительное обучение по
программе «Об антистрессовой пластической гимнастике» для
сотрудников и преподавателей Горно-Алтайского государственного
университета, в этом же году в рамках программы дополнительной
профессиональной переподготовки «Физическая культура и спорт»
проведены занятия по АПГ для тренеров-преподавателей и
инструкторов по видам спорта Республики Алтай, кроме того АПГ
включена одним из разделов дисциплин «прикладная гимнастика» и
«педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» для
направления подготовки Педагогическое образование профиль
Физическая культура, Педагогическое образование профили
Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности.
Перспективы развития АПГ как
оздоровительного направления достаточно велики. Это выражается в
том, что система доступна даже не подготовленному человеку, и
она позволяет освоить двигательное действие как комфортное и
естественное. При занятиях повышаются адаптационные возможности
организма, сводятся к минимуму отрицательные последствия
нервно-психического напряжения. При обучении студентов ВУЗа
целесообразно использование АПГ на занятиях по физической
культуре и спорту, элективных курсах по физической культуре и
спорту, а также при подготовке педагогов по физической культуре.
В то же время фундаментальный характер проделанной работы
позволяет использовать ее результаты при проведении реформ в
системах образования, здравоохранения и массового спорта
[Электронный ресурс] // Экспертное заключение В.К. Бальсевича.
– Режим доступа:
http://www.antistressapg.ru/str_Balsevich_2.htm, свободный.
– Загл . с экрана (дата обращения 20.04.17).
|
Список
использованной литературы:
1. Мотылянская, Р. Е.
Методологические аспекты использования пластической гимнастики
как одной из форм оздоровительной физкультуры / Р. Е.
Мотылянская, Э. Я. Каплан // Теория и практика
физической культуры. - М., Советский спорт, 1989. № 3. С. 17-20.
2. Мотылянская, Р. Е.
Антистрессовая пластическая гимнастика
(медико-биологическое и психологическое обоснование) / Р. Е.
Мотылянская, А. Р. Якубовская // Теория и практика физической
культуры. - М. Советский спорт, 1991. № 5. С. 10-15.
3. Попков, А. В. [и др.]
Антистрессовая пластическая гимнастика А. В. Попкова:
методические рекомендации. Российский республиканский совет
ВДФСО профсоюзов; Республиканский врачебно-физкультурный
диспансер МЗ РСФСР, – М., 1989. – 40 с.
4. Попков, А. В., Литвинов Е. Н.
Программа по физической культуре для учащихся
I-XI
классов. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) //
Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание
учащихся 1-11 классов / Министерство образования Российской
Федерации [рекомендовано Главным управлением развития общего
среднего образования Министерства образования Российской
Федерации]. – М.: Просвещение, 1996. – С. 205-256.
5. Попков, А. В. Антистрессовая
пластическая гимнастика – М.: Советский спорт, 2005. – 162 с.
6. Попков, А. В., Нагорных С. А.
Этика в действии: Антистрессовая пластическая
гимнастика//Учебно-методическое пособие – Барнаул: Си-пресс,
2013. – 226 с.
7. Попков, А. В., Нагорных С.
А., Пручкина А. К. Антистрессовая пластическая гимнастика //
Учебно-методическое пособие
–
Горно-Алтайск; РИО Горно-Алтайского госуниверситета, 2013.
– 156 с.
8. Этика движения.
Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ). (Свободное
движение, Культура движения, Техника безопасности при стрессах,
Антистрессовая защита): [сайт]
URL:
http://www.antistressapg.ru/
(дата обращения 20.04.17)
© А.В. Попоков, П.Я. Захаров, 2017
|
|