На главную страницу |
На главную страницу
Министру образования и науки Российской Федерации
Васильевой О.Ю. №ПГ-МОН-46412 от 13-10-2017.
Уважаемая Ольга
Юрьевна!
В контексте информации о
положении дел со здоровьем школьников и высокой смертностью на
уроках физкультуры сообщаем, что Управлением общего среднего
образования Министерства общего и профессионального образования
РФ (начальник Управления М.Р. Леонтьева) в содружестве с
авторским коллективом разработчиков нового направления массовой
оздоровительной физкультуры в 1996 году была выпущена программа
по физической культуре для учащихся 1-11 классов «Антистрессовая
пластическая гимнастика» (АПГ) /1, 2/. Выпуск программы был
инициирован приказом министра образования РФ Ткаченко Е.В.
включившим ее в Координационный план реализации научной
программы «Российская школа» /3/.
Метод АПГ разработан
специально с целью защиты от любых перегрузок физического и
нервно-психического характера и их негативного влияния на
организм. Эта задача решается в контексте физической тренировки,
сводя к минимуму возможность дисбаланса напряжений и обеспечивая
тем самым плавный вход и выход из режима повышенных нагрузок.
Такой щадящий подход позволяет привлекать к занятиям
астенизированные контингенты без риска перегрузок, гарантируя, в
то же время, выраженный эффект повышения тонуса и улучшение их
общего состояния /4/. Поэтому можно не перестраивая кардинально
урок физкультуры, добиваться включениями элементов АПГ
подготовки детей к дальнейшему безболезненному росту напряжений.
Варианты
введения АПГ в структуру урока физкультуры,
а также для занятия с освобожденными от физкультуры после
болезни детьми для плавного вхождения в режим повседневных
нагрузок были
описаны заслуженным учителем РФ
Удаловой Т.И и
преподавателем физической культуры с направлением ЛФК Мусиной
Т.Е. Ими же было предложено включить программу по АПГ в
единый государственный стандарт общей образовательной и
начальной
школы
ввиду ее жизненности и актуальности
/5/.
Эффективность метода была подтверждена
фундаментальными исследованиями /6, 7/ в ходе масштабной
медико-биологической и педагогической апробации (научный
руководитель – профессор, д.м.н. Р.Е. Мотылянская), выявившей
антистрессовый механизм адаптации организма к воздействию
стресс-факторов различной природы и, соответственно, новые
возможности его реабилитации. Однако чем раньше этот механизм
будет задействован на занятиях для детей, тем полнее они будут
защищены от воздействия перегрузок как физических, так и
нервно-психического характера. Важно отметить широкую
доступность метода. Дети с различной степенью тренированности и
уровнем здоровья (а в большинстве случаев наши дети
малоподвижны, а значит детренированы) могут активно осваивать
АПГ, формируя устойчивое состояние нервной системы, что дает
возможность активно улучшать здоровье. Высокая эффективность
метода
|
позволила рекомендовать
его для лечения и профилактики широкого спектра заболеваний и
отклонений от нормы.
Полученные
результаты апробации стали основой официального утверждения
метода в 1989 г. Госкомспортом
СССР, ВНИИФКом, Госсоветом ВДФСО профсоюзов
как нового перспективного направления массовой оздоровительной
физкультуры /8/.
Отметим также,
что метод имеет выраженную этическую направленность. В
соответствии с заключением Заслуженного работника
физической культуры РФ, д.п.н, проф. Бальсевича В.К. АПГ,
являясь методом физического и нравственного воспитания учащихся
/9/, позволяет ликвидировать существующий разрыв между
образовательным и воспитательным процессами /10/.
Дальнейшее развитие этого
направления планировалось в масштабе СССР. Однако перемены
социально-политического характера в стране не позволили наладить
кадровую работу из-за отсутствия соответствующей структуры
подготовки кадров. И было принято решение о продолжении работы
для выяснения возможностей метода в дополняющих мегаполис
условиях Алтайского региона.
Результаты этой работы,
подтвердившие высокую эффективность метода, и главное его
полезность для детей мотивировали ходатайство Комитета
здравоохранения Республики совместно с директорами школ
Горно-Алтайска перед Правительством Республики Алтай о внедрении
метода, развивавшегося преимущественно по медицинской линии в
систему образования /11-13/. Это и послужило основой для
инициативы Министерства общего и профессионального образования
РФ по разработке учебной программы для школьников, выпущенной в
1996 году /2/.
Существенно отметить, что
это перспективное направление развивалось во многом благодаря
включению программы по АПГ в Справочник работника физической
культуры и спорта. /14/, а также тому, что были организовывать
курсы по ознакомлению с методом работников школьного и
дошкольного образования. Очень важен опыт работы с педагогами и
воспитанниками Юровской спецшколы-интерната для детей с детским
церебральным параличом, где был отмечен факт отказа от
сильнодействующих обезболивающих и снотворных препаратов на фоне
выраженного положительного эффекта благодаря занятиям у детей
даже с такими тяжелыми нарушениями двигательной активности как
ДЦП /15/. Это послужило поводом для ходатайства начальника
Управления реабилитационной работы и специального образования МО
и ПО РФ Шилова Д.С. об организации курсов по АПГ /16/. К
сожалению, ввиду отсутствия структуры, могущей координировать
эту работу, осуществить ее на тот момент не удалось.
Рекомендация о дальнейшем развитии метода была
дана также директором Департамента фармацевтической
деятельности, обеспечения благополучия человека, науки,
образования Володиным Н.Н.: «Данный метод получил поддержку
Министерства образования Российской Федерации. Наиболее
положительное влияние антистрессовой гимнастики
2 |
отмечено у детей
дошкольного и младшего школьного возраста, и рекомендовано,
включение данного метода в качестве учебной дисциплины для
студентов Высшей школы в Российской Федерации» /17/.
В соответствии с
этими рекомендациями в настоящее время авторским коллективом
разработаны материалы для подготовки специалистов этого
направления для высшей школы. В Горно-Алтайском государственном
университете, где
АПГ включена одним из разделов дисциплины
«прикладная гимнастика» для направления подготовки
Педагогическое образование профиль Физическая культура,
Педагогическое образование профили Физическая культура и
Безопасность жизнедеятельности, выпущено
учебно-методическое пособие по АПГ /18/.
Таким образом, полностью
подготовлена научно-методическая база для официального развития
этого направления в качестве учебной дисциплины, и специалисты
АПГ, ведущие данную работу на общественных началах, готовы к
сотрудничеству для ее кадрового обеспечения под контролем
государства.
Специалисты авторской
группы
Врач-педиатр Нагорных
Светлана Александровна,
Пручкина Анна
Константиновна.
Список документов
1. Попков, А. В.
Программа по физической культуре для учащихся
I-XI
классов. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) [Текст] /
А. В. Попков, Е. Н. Литвинов // Программы общеобразовательных
учреждений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов /
Министерство образования Российской Федерации [рекомендовано
Главным управлением развития общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации]. – М.:
Просвещение, 1996. – С. 205-256.
2. Письмо начальника
Главного Управления общего среднего образования Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации М.Р.
Леонтьевой Директору РИПКРО Никитину Э.М. от 20.11.1996 г.
№29/14-12) [эл. ресурс] // http://www.antistressapg.ru/str_Leontjeva-Nikitinu.htm
3. Приказ министра
Министерства образования Российской Федерации Е.В. Ткаченко №
271 от 02.07.1993 г. [эл. ресурс] //
http://www.antistressapg.ru/str_Pr.TKACHENKO.htm
5.
Заключение о возможности использования
антистрессовой пластической гимнастики (АПГ) на уроках
физической культуры. Апробация программы по физической культуре
для учащихся 1-11 классов «Антистрессовая пластическая
гимнастика. Заслуженный учитель РФ,
Т.И.
3 |
6. Мотылянская, Р. Е.
Антистрессовая пластическая гимнастика
(медико-биологическое и психологическое обоснование) [Текст] /
Р. Е. Мотылянская, А. Р. Якубовская // Теория и практика
физической культуры. - М. Советский спорт, 1991. № 5. С. 10-15.
7. Мотылянская, Р. Е.
Методологические аспекты использования пластической гимнастики
как одной из форм оздоровительной физкультуры [Текст] / Р. Е.
Мотылянская, Э. Я. Каплан // Теория и практика физической
культуры. - М., Советский спорт, 1989. № 3. С. 17-20.
9. Бальсевич В. К.
Заключение о возможности и путях использования АПГ в
образовательных учреждениях российской Федерации / В. К.
Бальсевич [эл. ресурс] //
http://www.antistressapg.ru/str_Balsevich_1.htm (дата
обращения 12.05.2017).
10. Бальсевич В. К.
Экспертное заключение о возможности использования комплексной
программы обучения основам антистрессовой пластической
гимнастики / В. К. Бальсевич [эл. ресурс] //
http://www.antistressapg.ru/str_Balsevich_2.htm (дата
обращения 12.05.2017).
11. Письмо
директоров 6 школ Горно-Алтайска заместителю председателя
Правительства Республики Горный Алтай И.И. Белекову [эл. ресурс]
//
http://www.antistressapg.ru/str_6
Dir-Belekovu.htm
12. Рецензия на занятия по
"Альтернативной физкультуре на основе АПГ, проводимые в школах
Горно-Алтайска [эл. ресурс] // www.antistressapg.ru/str_Recenzija
G-A.htm.
14.
Справочник работника физической
культуры и спорта: нормативные правовые и
программно-методические документы, практический опыт,
рекомендации /Автор-составитель А. В. Царик. – М.: Советский
спорт, 2002 – 527-553 с.
17. Письмо директора Департамента
фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия
человека, науки, образования Министерства
4 |
|