На главную страницу |
Файл pdf: НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
FUNDAMENTAL
INVESTIGATIONS
Антистрессовая пластическая гимнастика
(медико-биологическое и психологическое обоснование)
Р. Е.
Мотылянская, А. Р. Якубовская
Республиканский врачебно-физкультурный
диспансер
Всесоюзный
научно-исследовательский институт
физической культуры
ANTISTRESS PLASTIC GYMNASTICS
(Medical –Biological and Psychological Reasons)
R.E. Motylanskaya, A.R. Yakubovskaya
Ключевые слова:
толерантность, резистентность, астенизация, nсихорегуляцuя, релаксация
Динамически развивающаяся массовая физическая культура с каждым годом
привлекает увеличивающиеся по численности и по своему разнородному
составу контингенты населения, стремящиеся внедрить в повседневный режим
своей жизни активную двигательную деятельность. Их побуждают к этому
разные мотивы, среди которых важнейший - стремление повысить
устойчивость организма к различным неблагоприятным условиям внешней
среды, сохранить здоровье, активную трудоспособность, и, если возможно,
устранить проявления хронической патологии (С.П. Летунов, Р.Е.
Мотылянская, И.В. Муравов, Е.А. Пирогова, С.А. Душанин, В.В. Матов, Л.А.
Ланцберг и др.).
Вместе с тем еще не исчерпаны потенциальные возможности активного
двигательного режима как средства укрепления здоровья и профилактики
возможных его нарушений. Распространено неправильное представление о
самой сущности массовой физкультуры: массовость отнюдь не исключает, а
наоборот, предусматривает широкую индивидуализацию средств и форм
организации оздоровительных мероприятий - учет мотивации, личностных
качеств, функциональных возможностей и двигательных способностей,
социальных условий труда и быта.
Цель исследования. Необходимость целенаправленного расширения диапазона максимально
предельных возможностей организма здоровых людей необходима для
сохранения устойчивого состояния и способности преодолевать
экстремальные факторы, связанные с определенными условиями трудовой и
общественной деятельности человека. Важная социальная задача
заключается и в направленном влиянии на ослабленное (астенизированное)
состояние контингента людей, подверженных хроническому стрессу,
страдающих латентно протекающей патологией (в форме донозологических,
доклинических нарушений), неудовлетворительно реагирующих на обычные
влияния факторов внешней среды (природной, социальной, бытовой).
Очевидно, пути повышения устойчивости организма в соответствии с
конкретными ситуациями будут иметь существенные различия. В первом
случае - создание дополнительных трудностей в деятельности здорового
организма способствует расширению функциональных возможностей,
развитию максимального уровня резистентности, благодаря включению
наличных и мобилизации потенциальных резервов организма. Ряд
традиционных форм оздоровительной физкультуры (бег, атлетическая и
ритмическая гимнастика и др.) основываются на применении стрессорных
раздражителей разной силы и продолжительности, формирующих
адаптационные процессы в организме. Во втором случае при ослабленном
организме - целесообразно усиливать недостаточно мощные
защитно-приспособительные реакции с целью повышения его толерантности
до среднего уровня физиологической нормы. Это обусловливает
необходимость изыскания способов повышения функциональных возможностей
организма без чрезмерной активации его функций, применяя средства, не
обладающие стрессорным воздействием.
С
этой целью нами проведена опытно-экспериментальная проверка
целесообразности использования пластической гимнастики (ПГ) в качестве
одной из форм массово-оздоровительной физкультуры, методика которой
разработана А.В. Попковым [7].
Методика. Нами проведено
изучение воздействия ПГ на занимающихся трех групп (всего 284 чел.):
молодого (до 20 лет), среднего (с 21 до 45 лет) и старшего (с 45 до 64
лет) возраста, лиц преимущественно умственного труда: учащихся,
педагогов, врачей, инженеров, научных и административных работников.
Малоподвижный характер профессионального труда отмечался у 73 %
наблюдаемых лиц, средняя степень двигательной активности - у 25 %.
Продолжительность каждого занятия колебалась в пределах от 1 ч 20 мин
до 2 ч, два раза в неделю; комплекс упражнений ПГ самостоятельно
регулярно выполняли в домашних условиях 66 % занимающихся.
Программа медицинских исследований включала: поэтапную диспансеризацию
трижды на протяжении учебного года, а также врачебно-педагогические
наблюдения в процессе занятий, в ходе которых использовались
физикальные, инструментальные и биохимические методы (целенаправленный
анамнез, определение работоспособности по тесту PWC170
и аэробной производительности, регистрация ЭКГ, тахоосциллограммы,
кардиоинтервалограммы; исследования кислотно-щелочного состояния,
мощности эндогенной антиоксидантной системы на основе
хемилюминесцентного метода определения кинетики перикисного окисления
липидов, активность ферментов лейкоцитов периферической крови).
Использованная методика психологического исследования включала:
регистрацию субъективного состояния по тестам, отражающим
самочувствие, активность, настроение (САН) и ситуативную тревожность
[3], оценку психофункционального состояния по тестам, отражающим
нервно-психическую активность на основе регистрации электрокожного
сопротивления (ЭКС) [6] и омега-потенциала [1], психомоторные функции по
времени зрительно-моторной реакции [5].
Для
оценки срочного влияния занятий ПГ на психофункциональное состояние
занимающихся исследования проводились до и после занятий; о
кумулятивном влиянии судили по сдвигам показателей после годового этапа
регулярных занятий.
Результаты. Согласно данным
диспансеризации, из числа лиц, приступивших к занятиям ПГ, 79 %
страдали разными формами нарушений со стороны неврологической сферы,
главным образом реактивной неврастенией и астенией, связанных с
хроническими стрессорными воздействиями в быту или обусловленными
ситуациями служебного характера. В 43 % случаев выявлена хроническая
патология суставов и остеохондроз разных отделов позвоночника, в 27 % -
отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, в том числе
гипертензия, в 28 % - аномалия рефракции (миопия).
Общая физическая работоспособность и аэробная производительность на
разных этапах обучения ПГ оценивалась как средняя для соответствующего
возраста. В состоянии покоя и после велоэргометрического тестирования
активность ферментов лейкоцитов в периферической крови (сукцинат
дегидрогеназы, альфа-глицерофосфат-дегидрогеназы) была ниже, чем в
контрольной группе любителей оздоровительного бега. Роль лимфоцитарных
дегидрогеназ заключается в их участии в процессе регуляции
метаболических процессов на клеточном уровне. Слабые изменения
активности митохондриальных альфа -глицерофосфатгидрогеназы указывают на
невысокую активность компенсаторно-шунтового пути, связанного с
переброской водорода в митохондриальную дыхательную цепь.
Показатели кинетики перекисного окисления липидов (ПОЛ) в процессе
проведения велоэргометрического теста изменялись по типу,
свидетельствующему о нарушении антиокислительных регуляторных
механизмов гомеостаза вследствие сниженных резервов эндогенной
антиокислительной системы [2].
Врачебно-педагогические наблюдения, приуроченные к основным этапам
годового периода обучения ПГ, позволили выявить сдвиги, происходящие
непосредственно в процессе занятия, в состоянии физиологических систем
организма, а также в нервно-психическом статусе.
Комплекс упражнений ПГ сопровождался невысокой реакцией вегетативных
систем. Об этом свидетельствовала физиологическая кривая занятия (табл.
1). Отмечены умеренное снижение АД при исходном нормальном или при
наличии гипертензионного синдрома (табл. 2). В ряде случаев
непосредственно после занятия ПГ выявлено снижение скорости
распространения пульсовой волны по сосудам эластического и мышечного
типа, уменьшение периферического сопротивления, увеличение объемной
скорости выброса.
Положительные сдвиги кардиогемодинамики связаны с улучшением
внутрисистемных регуляторных взаимоотношений между центральным и
периферическим отделами сердечно-сосудистой системы. В результате
устанавливается более адекватная реакция суммарной емкости сосудистого
русла, уровень периферического сосудистого сопротивления в большей
степени соответствует объему сердечного выброса, т. е. насосной
функции сердца, результатом чего является поддержание системного АД на
оптимальном для данного человека уровне.
Изменения сердечного ритма под влиянием комплекса упражнений ПГ были
выражены в незначительном увеличении разброса значений кардиоинтервалов
(по показателю дельта-х) и уменьшении так называемого индекса
напряжения (по Р.М. Баевскому), что указывало на увеличение
парасимпатических влияний и усиление автоматии синусового узла (табл.
3).
Релаксирующий характер воздействия ПГ получает свое подтверждение в
умеренном усилении общего потребления кислорода - в пределах до 50-60 %
от индивидуального МПК непосредственно в процессе выполнения комплекса
упражнений ПГ. При этом выявляется выраженное устойчивое повышение
процента использования кислорода, что отражает высокую степень
экономизации метаболических процессов (табл.4).
Благоприятное влияние ПГ на психоэмоциональную сферу проявлялось в
приросте показателей, отражающих непосредственно после занятия
улучшение самочувствия, повышение активности и настроения;
статистическая достоверность изменений колебалась в пределах от р<0,05
до р<0,01 (табл. 5). Показатель, характеризующий ситуативную
тревожность, в опредёленной степени отражающий личностные особенности и
психическое состояние, достоверно снижался у всех занимающихся (р<0,001).
Латентный период зрительно-
Таблица 1. Кривая пульса у лиц
молодого возраста в процессе занятий пластической гимнастикой
Характер патологии |
Исходный пульс |
Разделы занятий |
Пульс после занятий |
I |
II |
III |
IV |
Х±т |
Х±т |
Х±т |
Х±т |
Х±т |
Х±т |
Эмоциональная нестабильность |
80 0,35 |
108 0,44 |
126 0,48 |
126 0,48 |
114 0,29 |
108 0,38 |
Таблица 2. Показатели
артериального давления до и после занятия пластической гимнастикой у
лиц, страдающих гипертензионным синдромом (индивидуальные данные)
Испытуемые |
Возраст, лет |
До занятия |
В процессе занятия |
После занятия |
П. |
40 |
150/80 |
140/80 |
120/80 |
О. |
60 |
165/80 |
150/80 |
140/80 |
Г. |
49 |
140/80 |
110/85 |
120/70 |
К. |
61 |
170/90 |
150/90 |
140/80 |
А. |
70 |
130/90 |
- |
125/85 |
Б. |
51 |
220/130 |
200/120 |
180/110 |
С. |
59 |
130/90 |
130/90 |
110/85 |
К.-. |
64 |
140/90 |
- |
120/80 |
К... |
47 |
140/90 |
- |
140/90 |
К.-. |
63 |
200/100 |
160/90 |
170/90 |
Г. |
60 |
165/100 |
- |
155/100 |
Ж. |
64 |
180/100 |
- |
170/100 |
Таблица 3. Динамика параметров
кардиоинтервалов под влиянием занятия
Группы
п=50 |
Направленность изменений |
Средняя величина Δx |
Средняя величина индекса
напряжения |
до занятия |
после занятия |
до занятия |
после занятия |
Х±т |
Х±т |
Х±т |
Х±т |
Младшая |
0,14 |
0,01 |
0,23 |
0,01 |
244 |
1,59 |
112 |
2,22 |
Средняя |
0,16 |
0,01 |
0,16 |
0,04 |
165 |
0,45 |
132 |
0,38 |
Старшая |
0,12 |
0,01 |
0,21 |
0,006 |
276 |
0,51 |
106 |
0,38 |
Таблица 4. Процент использования кислорода в процессе выполнения
основных упражнений пластической гимнастики (при средней
продолжительности каждого цикла 20 -25 мин, индивидуальные данные)
Покой |
Циклы занятия |
Разминка |
Перемещения |
Суставная гимнастика ног |
Суставная гимнастика рук |
Бег |
3,70 |
4,70 |
4,90 |
5,15 |
4,15 |
4,60 |
5,45 |
5,23 |
4,75 |
6,00 |
5,56 |
4,90 |
4,10 |
4,70 |
5,63 |
5,20 |
4,50 |
4,10 |
4,14 |
4,90 |
4,20 |
5,50 |
4,35 |
5,10 |
4,69 |
4,75 |
4,50 |
4,58 |
- |
- |
4,14 |
4,90 |
4,75 |
5,45 |
5,66 |
4,36 |
3,60 |
4,47 |
4,37 |
5,00 |
4,50 |
4,00 |
4,93 |
5,70 |
5,16 |
6,30 |
5,26 |
5,59 |
2,09 |
3,75 |
4,67 |
5,95 |
- |
5,08 |
3,85 |
4,60 |
5,20 |
5,60 |
4,95 |
4,65 |
5,48 |
5,60 |
5,26 |
5,21 |
5,16 |
4,50 |
2,75 |
4,60 |
4,80 |
4,80 |
4,13 |
4,95 |
4,70 |
5,25 |
4,80 |
5,05 |
5,36 |
5,08 |
4,70 |
4,88 |
4,70 |
4,70 |
4,17 |
3,84 |
моторной реакции, наибольшее значение которого было в группе молодежи и
взрослых новичков, достоверно снизился после занятия (р<0,001).
Наиболее информативный показатель, характеризующий степень адекватности
нервно-психической активности - ЭКС2/ЭКС1,
уменьшился после занятия по сравнению с исходным уровнем. В результате
во всех трех группах обследованных установилась одинаковая величина
этого параметра, равная 2,5±0,2 усл. ед., которая оценивается как
близкая к оптимальному психическому состоянию. Омега-потенциал при
относительно низком значении в исходном состоянии во время занятия ПГ
достоверно возрастал, особенно у детей и взрослых новичков.
В
итоге обобщения материалов исследований к концу годового периода
обучения (в условиях продолжения систематической профессиональной
деятельности) было установлено существенное улучшение здоровья. Эффект
был особенно выражен при регулярном посещении групповых занятий и
реализации рекомендаций по самостоятельному выполнению упражнений из
цикла ПГ (табл. 6).
Показатели аэробной производительности зависят от продолжительности и
регулярности посещения занятий. Причем в 47- 61 % случаев (в зависимости
от возраста) определялось статистически достоверное увеличение этих
показателей, что, нужно полагать, обусловлено положительным влиянием
ПГ на метаболические процессы (табл. 7 и 8).
Связанные с нарушением метаболизма электрокардиографические показатели
процессов возбудимости и проводимости к
концу года наблюдались реже
(табл. 9).
После года занятий ПГ у лиц всех возрастных групп произошли
существенные изменения в психической и эмоциональной сферах. Об этом
свидетельствует анализ результатов исследования по тестам САН,
ситуативной тревожности, методам диагностики нервно-психической
активности и психоэмоциональной устойчивости (табл. 10). Причем самый
высокий прирост показателей, отражающих самочувствие, активность и
настроение, был обнаружен у занимающихся более 6 месяцев. Этот факт
подтверждает, что по истечении определенного этапа, необходимого для
освоения биомеханики движений, занимающиеся способны полностью
воспринимать психорегулирующее воздействие ПГ.
Таблица 6. Улучшение состояния
здоровья у лиц, занимающихся пластической гимнастикой к концу первого
года обучения (численность установленных диагнозов - 334)
Диагноз |
Процент улучшения состояния |
Заболевания
сердечно-сосудистой системы
Болезни костно-суставной
системы
Патология зрения
Заболевания нервной системы
Другие болезни
|
52
91
38,5
85
57
|
Таблица 7. Изменения показателей аэробной производительности по
тесту PWC170 на протяжении годового периода (число случаев в
%, п=107)
Увеличение МПК |
Увеличение МПК отн. |
Уменьшение пульсовой реакции
на 2-ю нагрузку |
38,9 |
72,2 |
35,7
|
Таблица 8. Оценка изменений аэробной производительности по тесту
PWC170 (п=107)
Оценка расчетного значения МПК
|
Группы обследованных (по стажу
занятий) |
до 6 месяцев,
п=48 |
6 месяцев и больше,
п=59 |
к концу года,
п=107 |
Отлично |
40 |
50,5 |
54 |
Хорошо |
34 |
34,5 |
28 |
Удовлетворительно |
19 |
13 |
18 |
Неудовлетворительно |
7 |
2 |
0 |
Таблица 9. Изменения электрокардиографических данных в динамике
первого года занятий
Число пер-вичных ЭКГ (n) |
Число повторных ЭКГ (n) |
ЭКГ без изменений |
ЭКГ с признаками патологии |
I
обсл., абс. дан. |
II
обсл. |
I
обсл. |
II
обсл. |
100 |
100 |
79 (79%) |
96 (96%) |
21 (21%) |
4 (4%) |
Важно отметить снижение показателя ситуативной тревожности, который у
подавляющего большинства обследованных, приступивших к занятиям,
оказался значительно повышенным. Снижение его после годового периода
обнаружено во всех трех группах.
Выявленные изменения подтверждают антистрессовую направленность ПГ. В
целом влияние последней аналогично традиционной психорегулирующей
тренировке, выгодно отличается удачным сочетанием психорегуляции с
физическими упражнениями; способствует более эффективному
восстановлению психоэмоционального состояния.
Заключение.
Врачебно-педагогические наблюдения в процессе 1,5-2-часового выполнения
комплекса упражнений ПГ, а также субъективная оценка занимающимися их
влияния (снятие после рабочего дня умственного утомления и
напряженности, ощущение покоя и внутреннего комфорта) свидетельствуют
об антистрессовом характере этой формы оздоровительной физической
культуры.
Положительное воздействие ПГ на психоэмоциональную сферу подтверждается
изменениями показателей тестирования: самочувствия, активности,
тревожности, а также изменениями электрокожного сопротивления,
сенсорно-моторной реакции, значениями омега-потенциала. Можно считать,
что ПГ по своей сути является методом психомышечной саморегуляции в
движении, обусловленной релаксирующим характером упражнений.
Динамическая релаксация достигается за счет плавного выполнения
упражнений с постоянной сменой напряжения и расслабления, с элементами
«скручивания» и
«раскручивания».
Методика ПГ предусматривает использованиe мыслеобразов, позволяющих
испытать чувство, аналогичное состоянию от передвижения в водной среде,
ощущение опоры на стул и т.п., создающие дополнительное чувство
преодоления легкого сопротивления и устойчивость позы.
Следует подчеркнуть значение личностных особенностей руководителя
(методиста), ведущего занятия ПГ, его способности координировать
усилия группы для достижения требуемой синхронности движений,
мобилизовать волю занимающихся - условие, необходимое для саморегуляции
мышечного и психологического тонуса.
Состояние эйфории, симптомы которой проявляются в высказываниях
занимающихся и их поведении после завершения очередного занятия,
позволяет предположить, что возникающая гармоническая релаксация
воздействует на биоэнергоинформационный обмен организма, при этом
активизируются присущие ему стресстормозящие механизмы.
Представления о наличии в организме систем естественной профилактики
антистрессорной направленности связаны с ролью ряда тoрмозных систем
[4]. К ним относятся: 1) ГАМК - ергическая, 2) простагландиновая,
регуляторно-пептидная и антиоксидантная системы.
Выводы
1.
Пластическая гимнастика является эффективной формой оздоровительной
физической культуры, особенно для астенизированных групп населения
разного возраста.
2.
Пластическая гимнастика широко рекомендуется при хронических стрессовых
состояниях, неврозах, реактивных неврастениях, астении, вегетодистонии
гипо- и гипертонического типа, эмоциональной нестабильности,
остеохондрозе (при отсутствии корешковых явлений), климактерических
неврозах. Гимнастика показана при аномалии рефракции средней степени.
Временными противопоказаниями к занятиям пластической гимнастикой
являются все болезни в остром периоде или в стадии обострения,
инфекционные заболевания, воспалительные болезни любой локализации.
3.
Благоприятное влияние пластической гимнастики обеспечивается следующими
факторами:
а)
снижением до минимума повреждающего воздействия хронического стресса,
достигаемым с помощью суггестии, саморегуляции;
б)
релаксирующим влиянием специфических упражнений пластической гимнастики,
способствующих повышению чувствительности стресстормозящих и снижению
чувствительности стрессреализующих механизмов;
в)
замедлением прохождения сигналов, исходящих от гормонов и медиаторов;
г)
воздействием на повышение порога чувствительности рецепторов,
предупреждающих возникновение трофических нарушений клеточного
метаболизма.
Литература
1.
Илюхина В. А. Медленные биоэлектрические процессы головного мозга
человека.- Л.: Наука, 1977.
2.
Каплан Э. Я., Мотылянская Р. Е. «Теор.
и практ. физ. культ.», 1987, №
5.
3.
Марищук В. Л. и др. Методики
психодиагностики в спорте.- М.: Просвещение, 1984.
4.
Меерсон Ф. 3. и др. «Вопросы
химии» 1981, № 1.
5.
Мойкин Ю. В. и др. Методики исследования физиологии труда.- М.:
Медицина, 1987.
6.
Некрасов В. П. и др.
Психорегуляция в подготовке спортсменов.- М.: ФиС, 1985.
7.
Попков А. В. Антистрессовая
пластическая гимнастика (методические рекомендации).
М.,
1989.
Поступила в редакцию 07.05.90.
(Журнал «Теория и практика физической
культуры. М., «Советский
спорт». 1991. № 5. С. 10-15.) |