На главную страницу

 

Файл pdf: НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ  

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

FUNDAMENTAL INVESTIGATIONS

Антистрессовая пластическая гимнастика

(медико-биологическое и психологическое обоснование)

Р. Е. Мотылянская, А. Р. Якубовская

Республиканский врачебно-физкультурный диспансер

Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры

ANTISTRESS PLASTIC GYMNASTICS

(Medical –Biological and Psychological Reasons)

R.E. Motylanskaya, A.R. Yakubovskaya

Ключевые слова: толерантность, резистентность, астенизация, nсихорегуляцuя, релаксация

Динамически развивающаяся массовая физическая культура с каждым годом привлекает увеличивающиеся по численности и по своему разнородному составу контингенты населения, стремящиеся внедрить в повседневный режим своей жизни активную двигательную деятельность. Их побуждают к этому разные мотивы, среди которых важнейший - стремление повысить устойчивость организма к различным неблагоприят­ным условиям внешней среды, сохранить здоровье, активную трудоспособность, и, если воз­можно, устранить проявления хронической пато­логии (С.П. Летунов, Р.Е. Мотылянская, И.В. Муравов, Е.А. Пирогова, С.А. Душанин, В.В. Матов, Л.А. Ланцберг и др.).

Вместе с тем еще не исчерпаны потенциаль­ные возможности активного двигательного режима как средства укрепления здоровья и про­филактики возможных его нарушений. Распро­странено неправильное представление о самой сущности массовой физкультуры: массовость от­нюдь не исключает, а наоборот, предусматривает широкую индивидуализацию средств и форм организации оздоровительных мероприятий - учет мотивации, личностных качеств, функцио­нальных возможностей и двигательных способ­ностей, социальных условий труда и быта.

Цель исследования. Необходимость целенап­равленного расширения диапазона максимально предельных возможностей организма здоровых людей необходима для сохранения устойчивого состояния и способности преодолевать экстремальные факторы, связанные с определенными условиями трудовой и общественной деятельно­сти человека. Важная социальная задача заклю­чается и в направленном влиянии на ослаб­ленное (астенизированное) состояние контин­гента людей, подверженных хроническому стрес­су, страдающих латентно протекающей пато­логией (в форме донозологических, доклиниче­ских нарушений), неудовлетворительно реаги­рующих на обычные влияния факторов внеш­ней среды (природной, социальной, бытовой). Очевидно, пути повышения устойчивости орга­низма в соответствии с конкретными ситуация­ми будут иметь существенные различия. В пер­вом случае - создание дополнительных трудно­стей в деятельности здорового организма спо­собствует расширению функциональных возмож­ностей, развитию максимального уровня рези­стентности, благодаря включению наличных и мобилизации потенциальных резервов организма. Ряд традиционных форм оздоровительной физ­культуры (бег, атлетическая и ритмическая гим­настика и др.) основываются на применении стрессорных раздражителей разной силы и про­должительности, формирующих адаптационные процессы в организме. Во втором случае при ос­лабленном организме - целесообразно усиливать недостаточно мощные защитно-приспособитель­ные реакции с целью повышения его толе­рантности до среднего уровня физиологической нормы. Это обусловливает необходимость изы­скания способов повышения функциональных возможностей организма без чрезмерной актива­ции его функций, применяя средства, не обладаю­щие стрессорным воздействием.

С этой целью нами проведена опытно-экспериментальная проверка целесообразности использования пластической гимнастики (ПГ) в качестве одной из форм массово-оздоровительной физкультуры, методика которой разработана А.В. Попковым [7].

Методика. Нами проведено изучение воз­действия ПГ на занимающихся трех групп (всего 284 чел.): молодого (до 20 лет), среднего (с 21 до 45 лет) и старшего (с 45 до 64 лет) возраста, лиц преимущественно умственного труда: учащихся, педагогов, вра­чей, инженеров, научных и административных работников. Малоподвижный характер профес­сионального труда отмечался у 73 % наблюдае­мых лиц, средняя степень двигательной актив­ности - у 25 %.

Продолжительность каждого занятия коле­балась в пределах от 1 ч 20 мин до 2 ч, два раза в неделю; комплекс упражнений ПГ самостоятельно регулярно выполняли в домаш­них условиях 66 % занимающихся.

Программа медицинских исследований вклю­чала: поэтапную диспансеризацию трижды на протяжении учебного года, а также врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий, в ходе которых использовались физикальные, инструментальные и биохимические методы (це­ленаправленный анамнез, определение работоспо­собности по тесту PWC170 и аэробной произ­водительности, регистрация ЭКГ, тахоосцилло­граммы, кардиоинтервалограммы; исследования кислотно-щелочного состояния, мощности эндо­генной антиоксидантной системы на основе хе­милюминесцентного метода определения кинетики перикисного окисления липидов, активность фер­ментов лейкоцитов периферической крови).

Использованная методика психологического исследования включала: регистрацию субъектив­ного состояния по тестам, отражающим само­чувствие, активность, настроение (САН) и ситуа­тивную тревожность [3], оценку психофункцио­нального состояния по тестам, отражающим нерв­но-психическую активность на основе регистра­ции электрокожного сопротивления (ЭКС) [6] и омега-потенциала [1], психомоторные функции по времени зрительно-моторной реакции [5].

Для оценки срочного влияния занятий ПГ на психофункциональное состояние занимающих­ся исследования проводились до и после занятий; о кумулятивном влиянии судили по сдвигам по­казателей после годового этапа регулярных за­нятий.

Результаты. Согласно данным диспансериза­ции, из числа лиц, приступивших к занятиям ПГ, 79 % страдали разными формами нарушений со стороны неврологической сферы, главным об­разом реактивной неврастенией и астенией, свя­занных с хроническими стрессорными воздей­ствиями в быту или обусловленными ситуа­циями служебного характера. В 43 % случаев выявлена хроническая патология суставов и ос­теохондроз разных отделов позвоночника, в 27 % - отклонения со стороны сердечно-сосуди­стой системы, в том числе гипертензия, в 28 % - аномалия рефракции (миопия).

Общая физическая работоспособность и аэробная производительность на разных этапах обучения ПГ оценивалась как средняя для соответствующего возраста. В состоянии покоя и после велоэргометрического тестирования ак­тивность ферментов лейкоцитов в периферической крови (сукцинат дегидрогеназы, альфа-глицеро­фосфат-дегидрогеназы) была ниже, чем в конт­рольной группе любителей оздоровительного бе­га. Роль лимфоцитарных дегидрогеназ заключа­ется в их участии в процессе регуляции метаболических процессов на клеточном уровне. Слабые изменения активности митохондриальных альфа -глицерофосфатгидрогеназы указывают на невысокую активность компенсаторно-шунтового пути, связанного с переброской водорода в мито­хондриальную дыхательную цепь.

Показатели кинетики перекисного окисления липидов (ПОЛ) в процессе проведения вело­эргометрического теста изменялись по типу, сви­детельствующему о нарушении антиокислитель­ных регуляторных механизмов гомеостаза вслед­ствие сниженных резервов эндогенной антиокис­лительной системы [2].

Врачебно-педагогические наблюдения, при­уроченные к основным этапам годового периода обучения ПГ, позволили выявить сдвиги, проис­ходящие непосредственно в процессе занятия, в состоянии физиологических систем организ­ма, а также в нервно-психическом статусе.

Комплекс упражнений ПГ сопровождался невысокой реакцией вегетативных систем. Об этом свидетельствовала физиологическая кривая занятия (табл. 1). Отмечены умеренное сниже­ние АД при исходном нормальном или при нали­чии гипертензионного синдрома (табл. 2). В ря­де случаев непосредственно после занятия ПГ выявлено снижение скорости распространения пульсовой волны по сосудам эластического и мы­шечного типа, уменьшение периферического со­противления, увеличение объемной скорости вы­броса.

Положительные сдвиги кардиогемодинамики связаны с улучшением внутрисистемных регу­ляторных взаимоотношений между центральным и периферическим отделами сердечно-сосудистой системы. В результате устанавливается более адекватная реакция суммарной емкости сосудистого русла, уровень периферического сосуди­стого сопротивления в большей степени соот­ветствует объему сердечного выброса, т. е. на­сосной функции сердца, результатом чего являет­ся поддержание системного АД на оптимальном для данного человека уровне.

Изменения сердечного ритма под влиянием комплекса упражнений ПГ были выражены в не­значительном увеличении разброса значений кардиоинтервалов (по показателю дельта-х) и уменьшении так называемого индекса напряже­ния (по Р.М. Баевскому), что указывало на увеличение парасимпатических влияний и уси­ление автоматии синусового узла (табл. 3).

Релаксирующий характер воздействия ПГ по­лучает свое подтверждение в умеренном усиле­нии общего потребления кислорода - в пределах до 50-60 % от индивидуального МПК не­посредственно в процессе выполнения комплек­са упражнений ПГ. При этом выявляется выраженное устойчивое повышение процента ис­пользования кислорода, что отражает высокую степень экономизации метаболических процессов (табл.4).

Благоприятное влияние ПГ на психоэмо­циональную сферу проявлялось в приросте показателей, отражающих непосредственно после за­нятия улучшение самочувствия, повышение актив­ности и настроения; статистическая достовер­ность изменений колебалась в пределах от р<0,05 до р<0,01 (табл. 5). Показатель, ха­рактеризующий ситуативную тревожность, в опредёленной степени отражающий личностные особенности и психическое состояние, достоверно снижался у всех занимающихся (р<0,001). Латентный период зрительно-

Таблица 1. Кривая пульса у лиц молодого возраста в процессе занятий пластической гимнастикой

Характер патологии

Исходный пульс

Разделы занятий

Пульс после занятий

I

II

III

IV

Х±т

Х±т

Х±т

Х±т

Х±т

Х±т

Эмоциональная нестабильность

80   0,35

108   0,44

126   0,48

126   0,48

114   0,29

108   0,38

 

Таблица 2. Показатели артериального давления до и после занятия пластической гимнастикой у лиц, страдающих гипертензионным синдромом (индивидуальные данные)

Испытуемые

Возраст, лет

До занятия

В процессе занятия

После занятия

П.

40

150/80

140/80

120/80

О.

60

165/80

150/80

140/80

Г.

49

140/80

110/85

120/70

К.

61

170/90

150/90

140/80

А.

70

130/90

-

125/85

Б.

51

220/130

200/120

180/110

С.

59

130/90

130/90

110/85

К.-.

64

140/90

-

120/80

К...

47

140/90

-

140/90

К.-.

63

200/100

160/90

170/90

Г.

60

165/100

-

155/100

Ж.

64

180/100

-

170/100

 

Таблица 3. Динамика параметров кардиоинтервалов под влиянием занятия

 

Группы

п=50

Направленность изменений

Средняя величина  Δx

Средняя величина индекса напряжения

до занятия

после занятия

до занятия

после занятия

Х±т

Х±т

Х±т

Х±т

Младшая

0,14

0,01

0,23

0,01

244

1,59

112

2,22

Средняя

0,16

0,01

0,16

0,04

165

0,45

132

0,38

Старшая

0,12

0,01

0,21

0,006

276

0,51

106

0,38

 

Таблица 4. Процент использования кислорода в процессе выполнения основных упражнений пластической гимнастики (при средней продолжительности каждого цикла 20 -25 мин, индивидуальные данные)

 

Покой

Циклы занятия

Разминка

Перемещения

Суставная гимнастика ног

Суставная гимнастика рук

 

Бег

3,70

4,70

4,90

5,15

4,15

4,60

5,45

5,23

4,75

6,00

5,56

4,90

4,10

4,70

5,63

5,20

4,50

4,10

4,14

4,90

4,20

5,50

4,35

5,10

4,69

4,75

4,50

4,58

-

-

4,14

4,90

4,75

5,45

5,66

4,36

3,60

4,47

4,37

5,00

4,50

4,00

4,93

5,70

5,16

6,30

5,26

5,59

2,09

3,75

4,67

5,95

-

5,08

3,85

4,60

5,20

5,60

4,95

4,65

5,48

5,60

5,26

5,21

5,16

4,50

2,75

4,60

4,80

4,80

4,13

4,95

4,70

5,25

4,80

5,05

5,36

5,08

4,70

4,88

4,70

4,70

4,17

3,84

моторной реакции, наибольшее значение которого было в группе молодежи и взрослых новичков, достоверно снизился после занятия (р<0,001). Наиболее информативный показатель, характеризующий степень адекватности нервно-психической актив­ности - ЭКС2/ЭКС1, уменьшился после занятия по сравнению с исходным уровнем. В результа­те во всех трех группах обследованных устано­вилась одинаковая величина этого параметра, равная 2,5±0,2 усл. ед., которая оценивается как близкая к оптимальному психическому со­стоянию. Омега-потенциал при относительно низ­ком значении в исходном состоянии во время занятия ПГ достоверно возрастал, особенно у де­тей и взрослых новичков.

В итоге обобщения материалов исследований к концу годового периода обучения (в условиях продолжения систематической профессиональной деятельности) было установлено существенное улучшение здоровья. Эффект был особенно вы­ражен при регулярном посещении групповых за­нятий и реализации рекомендаций по само­стоятельному выполнению упражнений из цикла ПГ (табл. 6).

Показатели аэробной производительности за­висят от продолжительности и регулярности посещения занятий. Причем в 47- 61 % случаев (в зависимости от возраста) определялось ста­тистически достоверное увеличение этих показате­лей, что, нужно полагать, обусловлено положи­тельным влиянием ПГ на метаболические процессы (табл. 7 и 8).

Связанные с нарушением метаболизма элект­рокардиографические показатели процессов воз­будимости и проводимости к концу года наблю­дались реже (табл. 9).

После года занятий ПГ у лиц всех воз­растных групп произошли существенные измене­ния в психической и эмоциональной сферах. Об этом свидетельствует анализ результатов исследования по тестам САН, ситуативной тре­вожности, методам диагностики нервно-психиче­ской активности и психоэмоциональной устой­чивости (табл. 10). Причем самый высокий при­рост показателей, отражающих самочувствие, ак­тивность и настроение, был обнаружен у зани­мающихся более 6 месяцев. Этот факт подтверж­дает, что по истечении определенного этапа, необходимого для освоения биомеханики движе­ний, занимающиеся способны полностью воспри­нимать психорегулирующее воздействие ПГ.

Таблица 6. Улучшение состояния здоровья у лиц, занимающихся пластической гимнастикой к концу первого года обучения (численность установленных диагнозов - 334)

Диагноз

Процент улучшения состояния

 

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Болезни костно-суставной системы

Патология зрения

Заболевания нервной системы

Другие болезни

 

 

52

91

38,5

85

57

 

 

Таблица 7. Изменения показателей аэробной про­изводительности по тесту PWC170 на протяжении годового периода  (число случаев в %, п=107)

Увеличение МПК

Увеличение МПК отн.

Уменьшение пульсовой реакции на 2-ю нагрузку

 

38,9

 

72,2

 

35,7

 

 

Таблица 8. Оценка изменений аэробной произ­водительности  по тесту PWC170 (п=107)

 

Оценка расчетного значения МПК

 

Группы обследованных (по стажу занятий)

до 6 месяцев, п=48

6 месяцев и больше, п=59

к концу года, п=107

Отлично

40

50,5

54

Хорошо

34

34,5

28

Удовлетворительно

19

13

18

Неудовлетворительно

7

2

0

Таблица 9. Изменения электрокардиографических данных в динамике первого года занятий

 

Число пер-вичных ЭКГ (n)

 

Число повторных ЭКГ (n)

 

ЭКГ без изменений

 

ЭКГ с признаками патологии

 

I обсл., абс. дан.

 

II обсл.

 

I обсл.

 

II обсл.

 

100

 

100

 

79 (79%)

 

96 (96%)

 

21 (21%)

 

4 (4%)

 

Важно отметить снижение показателя ситуатив­ной тревожности, который у подавляющего боль­шинства обследованных, приступивших к заня­тиям, оказался значительно повышенным. Сни­жение его после годового периода обнаружено во всех трех группах.

Выявленные изменения подтверждают анти­стрессовую направленность ПГ. В целом влияние последней аналогично традиционной психорегули­рующей тренировке, выгодно отличается удач­ным сочетанием психорегуляции с физическими упражнениями; способствует более эффективно­му восстановлению психоэмоционального со­стояния.

Заключение. Врачебно-педагогические наб­людения в процессе 1,5-2-часового выполнения комплекса упражнений ПГ, а также субъектив­ная оценка занимающимися их влияния (снятие после рабочего дня умственного утомления и напряженности, ощущение покоя и внутрен­него комфорта) свидетельствуют об антистрес­совом характере этой формы оздоровительной физической культуры.

Положительное воздействие ПГ на психо­эмоциональную сферу подтверждается измене­ниями показателей тестирования: самочувствия, активности, тревожности, а также изменениями электрокожного сопротивления, сенсорно-мотор­ной реакции, значениями омега-потенциала. Можно считать, что ПГ по своей сути яв­ляется методом психомышечной саморегуляции в движении, обусловленной релаксирующим харак­тером упражнений. Динамическая релаксация до­стигается за счет плавного выполнения упраж­нений с постоянной сменой напряжения и рас­слабления, с элементами «скручивания» и «рас­кручивания».

Методика ПГ предусматривает использованиe мыслеобразов, позволяющих испытать чув­ство, аналогичное состоянию от передвижения в водной среде, ощущение опоры на стул и т.п., создающие дополнительное чувство преодоления легкого сопротивления и устойчивость позы.

Следует подчеркнуть значение личностных особенностей руководителя (методиста), ведуще­го занятия ПГ, его способности координиро­вать усилия группы для достижения требуе­мой синхронности движений, мобилизовать волю занимающихся - условие, необходимое для само­регуляции мышечного и психологического тонуса.

Состояние эйфории, симптомы которой про­являются в высказываниях занимающихся и их поведении после завершения очередного заня­тия, позволяет предположить, что возникающая гармоническая релаксация воздействует на био­энергоинформационный обмен организма, при этом активизируются присущие ему стресс­тормозящие механизмы.

Представления о наличии в организме си­стем естественной профилактики антистрессорной направленности связаны с ролью ряда тoрмоз­ных систем [4]. К ним относятся: 1) ГАМК - ергическая, 2) простагландиновая, регулятор­но-пептидная и антиоксидантная системы.

Выводы

1. Пластическая гимнастика является эф­фективной формой оздоровительной физической культуры, особенно для астенизированных групп населения разного возраста.

2. Пластическая гимнастика широко рекомен­дуется при хронических стрессовых состояниях, неврозах, реактивных неврастениях, астении, вегетодистонии гипо- и гипертонического типа, эмоциональной нестабильности, остеохондрозе (при отсутствии корешковых явлений), климакте­рических неврозах. Гимнастика показана при ано­малии рефракции средней степени.

Временными противопоказаниями к занятиям пластической гимнастикой являются все болезни в остром периоде или в стадии обострения, ин­фекционные заболевания, воспалительные болез­ни любой локализации.

3. Благоприятное влияние пластической гим­настики обеспечивается следующими факторами:

а) снижением до минимума повреждающего воздействия хронического стресса, достигаемым с помощью суггестии, саморегуляции;

б) релаксирующим влиянием специфических упражнений пластической гимнастики, способ­ствующих повышению чувствительности стресс­тормозящих и снижению чувствительности стресс­реализующих механизмов;

в) замедлением прохождения сигналов, исхо­дящих от гормонов и медиаторов;

г) воздействием на повышение порога чув­ствительности рецепторов, предупреждающих возникновение трофических нарушений кле­точного метаболизма.

Литература

1. Илюхина В. А. Медленные биоэлектриче­ские процессы головного мозга человека.- Л.: Наука,  1977.

2. Каплан Э. Я., Мотылянская Р. Е. «Теор. и практ. физ. культ.», 1987, № 5.

3. Ма­рищук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте.- М.: Просвещение, 1984.

4. Меер­сон Ф. 3. и др. «Вопросы химии» 1981, № 1.

5. Мойкин Ю. В. и др. Методики исследования физиологии труда.- М.: Медицина, 1987.

6. Некрасов В. П. и др. Психорегуляция в подготов­ке спортсменов.- М.: ФиС, 1985.

7. Попков А. В. Антистрессовая пластическая гимнастика (методиче­ские рекомендации).

М., 1989.

Поступила в редакцию 07.05.90.

 

(Журнал «Теория и практика физической культуры. М., «Советский спорт». 1991. № 5. С. 10-15.)