Что такое АПГ

 

 

На главную страницу

 

 

На главную страницу

 

 

АПГ как подход к здоровью и его прогрессированию

В поддержании здоровья, как устойчивого функционирования систем организма необходимо учитывать несколько факторов. Естественное старение и связанное с этим понижение уровня устойчивости, неблагоприятное воздействие экологических проблем, – т.е. деградация естественного фона окружающей природы, где качество воздуха играет доминирующую роль, – нарастание социальных проблем в качестве стресс-фактора и т.д. имеют тенденцию к прогрессированию. В противовес – накопление знания о человеке и его устройстве, забота о своем благополучии, здравоохранение и личные усилия по поддержанию здоровья – заметно отстают в своем развитии от скорости усиления негативов. В этой связи требуется адекватный ответ, своего рода защитный механизм, обладающий способностью к прогрессированию своего воздействия, как баланс нарастанию негатива. Так был предложен подход ко всем системам жизнеобеспечения организма, который получил название Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ). Разработанный антистрессовый механизм, как активизация процессов восстановления с учетом их иерархичности, как показали фундаментальные исследования ([1; 2]), использует природные возможности самого организма к ассимиляции напряжений и нагрузок в качестве фактора повышения его тонуса и преодоления уже возникших отклонений. В таком ключе АПГ представляет собой подход к здоровью, направленный на его прогрессирование, позволяющий преодолевать негативное воздействие стресс-факторов внешнего и внутреннего характера – от физических до нервно-психических. Это достигается установлением связи высшего яруса человеческих возможностей, его нравственного потенциала со всем комплексом физических напряжений практической жизни, т.е. связи этического и физического.

19.04.2020

 

 

 

Значение Агни-Йоги

В чем значение Агни-Йоги? Как высший синтез всего потенциала знания и его приложения к практической жизни она способна объединить все накопленное человечеством в едином ключе продвижения и расширения своих возможностей. Существуют и другие йоги, но их отличие в том, что они берут жизнь в каком-то ее аспекте, что имеет следствием отход от нее ради создания специальных условий продвижения по выбранной линии, – будет то знание (джнана-йога), любовь (бхакти-йога) и даже мысль (старшая – раджа-йога). Однако, нарастание темпа самой жизни, ее динамика не могут быть совместимы с любой самоизоляцией, и в качестве условия совершенствования выступает необходимость в самом горниле повседневности искать пути применения своих высших способностей. Именно это последнее условие и потребовало такой степени синтетичности, которой было бы доступно объединить нашу высшую природу с самыми грубыми жизненными проявлениями для их трансформации и преображения в процессе синтеза. Именно Агни-Йога необходима как синтезировавшая в себе все предыдущие йоги и опыт выявления высших принципов, чтобы наладить их связь с низшим аспектом человеческой природы. Закрепляя эту связь ее осознанным применением в каждодневной практике, мы сами формируем тот процесс, который для нас связан с представлением о совершенствовании своей природы. Короче, высшее должно проявить себя в низшем, чтобы последнее перестало быть таковым и начало приобретать высшие качества.

Возникает вопрос: каким образом высшее проявит себя, и как это можно контролировать? Ответ – построением системы промежуточных понятий, общепризнанных и привычных, каждое из которых может быть зафиксировано и отмечено и вместе с тем находящихся в их иерархическом построении и связи. Но что является этим высшим? Ответ – в самом понимании того, что есть Агни-Йога, как синтез различных йог, каждая из которых рассматривала тот или иной аспект жизни. Значит, их синтез есть сам жизненный процесс в его высшем значении. Тогда смысл применения Учения заключен в приложении высшего жизненного принципа к нашей практической жизни для ее трансформации, придания ей качеств процесса высшего порядка. В этом контексте главным является способность жизни к самоподдержанию, иначе говоря, ее устойчивость.

Таким образом, при построении системы иерархически связанных понятий необходимо ориентироваться именно на устойчивость жизненного процесса, т.е., найти ее выражение для каждой из сфер жизнедеятельности человеческого организма. Причем специфика восприятия этой устойчивости связана с особенностями самой сферы. Так для физического движения это визуальный контроль плавности хода, для нервной системы – уровень комфортности воспринимаемых напряжений, сферы этики – степень морального удовлетворения, и т.д. Построение связи этих уровней восприятия и соответствующих им понятий и привело к созданию Антистрессовой пластической гимнастики.

Резюмируя: Человечество в своем развитии находится на таком его уровне, который соответствует объединению и взаимовлиянию самых различных сторон жизни. Дальнейшее продвижение требует подняться на следующую ступень этого объединения, что соответствует качеству синтеза. Именно поэтому на данном этапе развития дано Учение или синтетическая Агни-Йога, вобравшая в себя накопленный опыт совершенствования жизненного процесса с учетом и развития научного знания – в качестве ориентира построения своей жизни в ее личном, индивидуальном и социальном аспектах. Этот ориентир был указан еще в начале прошлого века как пример построения Общины, но его воплощению помешала половинчатость в понимании того, что представляет собой коммуна, и человеческие наслоения затемнили ее истинное значение.

В настоящее время, когда другие ориентиры, основанные на прибыли и разделении, по каким-то признакам показали свою несостоятельность, бессмысленно пытаться строить свое будущее лишь на основе объединения прежних форм жизни и изжитых представлений о высшем, неизбежно порождающих рознь, ибо как сказано в Учении, – уважая деда, не пьют из его чаши.

Нужен новый ориентир, принятый во всей его полноте и значении, как построение Общины, базирующейся на нравственном совершенствовании и личной ответственности за него, основанной на знании, даваемом критическим мышлением, личным опытом и единством с Иерархией тех, кто прошел этот путь освоения жизненного процесса во всей его полноте. В этом значение Агни-Йоги как Учения всей жизни.

05.03.2020

 

 

 

Понятия Агни-Йоги. Огонь

Понятие огня является краеугольным для понимания того, что объединяет все разнообразие процессов и в том числе – представляющих человеческий организм. Действительно, мы связываем жизненный процесс с дыханием, которое по своей сути есть окисление, иначе говоря – синтез, который в более концентрированном виде представляет горение с выделением тепла, света и пламени, т.е., того, что мы понимаем как огонь. Значит, наш основной физиологический, т.е., жизненный процесс, дыхание, неотделимо от природы огня. В то же время, наш организм в системе представлений о нем есть целостность или единство процессов различного качества (устойчивости, частотности, энергетичности и т.д.), что предполагает в качестве связующего звена именно процессы синтеза, как обеспечивающие непрерывность, а потому и устойчивость этого целого. Вместе с тем именно устойчивость целого требует, в свою очередь, его двyeдинcтва, иначе говоря, – связь двух взаимодополняющих противоположностей, расположенных в соответствии с принятым принципом их иерархии. Таким образом, эти противоположности представляют высшее и низшее выражения для процессов, обеспечивающих связь между ними, т.е. – синтеза. И если синтез в его низшем выражении понимать как жизненный процесс в физиологическом смысле, то в высшем – жизненный процесс, как высший синтез. Но поскольку процесс дыхания, как основа жизни в ее обычной трактовке имеет природу огня, – как было показано выше, то иерархически старший процесс жизни имеет ту же природу, т.е. огня, но в его высшем понимании. В таком ключе и высший и низший аспекты человеческого организма можно рассматривать в контексте единого понятия его жизненности (иначе – устойчивости), имеющей огненную природу.

В таком контексте понятно, почему в качестве ориентира при построении связи внутреннего потенциала человека и его физических возможностей избрана именно йога, как комплекс знаний о человеке, которая берет жизнь в ее высшем выражении или йога Огня и тогда целью ее применения является построение связи между двумя взаимодополняющими аспектами жизненного процесса,  – высшим и низшим, для усиления последнего, придания ему большей устойчивости (или жизнеспособности) и создания условий, при которых ее нарастание закрепится как режим самоусиления.

Резюмируя, моно сказать, что действительно жизнь – это движение, но в то же время, это и Огонь в его различных аспектах – от низшего до высшего. Различные термины, используемые для представления о внутреннем состоянии есть, по сути, выражения различных степеней этой огненности (или жизненности), а такие понятия, как любовь, этика, долг, ответственность есть ее характеристики.

Представление о жизненном процессе в его связи с дыханием получает более широкую трактовку в контексте спиральной модели процесса. Так, рассматривая процесс дыхания как чередование двух взаимодополняющих фаз движения – концентрации (вдох) и распределения (выдох), можно проследить

 

 

связь с расширением и сжатием витков спирали. Причем это сжатие неразрывно связано с процессом синтеза – в той или иной степени напряжения, появлением новых частотных вариаций или гармоник спирального движения, их дальнейшим распределением на стадии расширения, но что особенно важно – возможностью связи за счет синтеза с процессом более высокого порядка.

Поднимаясь по линии обобщения к двум основным видам движения, отраженным в терминах взаимопроникновения или слияния и разделения или дифференциации, можно прийти к тому же выводу, если представить в основе синтеза процесс слияния, а распределения – дифференциации. В таком ключе жизненный принцип оказывается носящим всеобщий характер, проникающим сверху донизу всю иерархическую структуру или построение процессов, как единая жизнь, обеспечивая тем самым и их всеобщую связь.

То же можно сказать и о понятии Огня, неразрывно связанного с синтезом, и тогда огненная стихия в ее высшем значении оказывается тем мостом, который связывает все сущее воедино, сообщая ему и жизненность и непрерывность обновления своих форм.

Сказанное согласуется и с учением о панпсихизме, согласно которому «не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием»; понятием о мировой душе, т.е. о «движении, понимаемом как надмеханическое действие, как нечто организующее»[1].

Таким образом, всеобщность жизненного процесса предстает как организующее начало всего мироустройства, а понятие Огня – как выражение этого принципа, объединяющего все живое в единый целостный организм.

В таком контексте и человеческий организм есть, по сути, проявление все того же огненного принципа или Огня, придающего жизненность и способность к постоянному обновлению, т.е. то, что понимается как его жизнеспособность или устойчивость.

22.02.2020

 


 

[1] Философский энциклопедический словарь / ред. составители: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко, М.: ИНФРА-М, 2005 – 767 с.

 

 

Метод подобия

При исследовании столь сложной системы, каковой является организм человека, необходимо исходить из того базового положения, что это – совокупная система взаимосвязанных, взаимодействующих процессов, обеспечивающих их непрерывный синтез и обновление. Таким образом организм человека есть синтетическая целостность, единство, требующее для своего описания подобного же синтетического подхода. Применяемый научный метод не может удовлетворить этому требованию во всей полноте, поскольку само разделение научного знания на свои области не отвечает условию их синтеза. С другой стороны, существующие психофизические системы знания о человеке, такие как различные виды йоги, также не могут в отдельности служить основой познавательной деятельности, связанной с человеческим организмом. И лишь единственный подход на базе их синтеза представленный как Агни-Йога полностью соответствует условию нерасчлененности или синтетичности при изучении скрытых возможностей человеческого организма направленного на противодействия постоянно ухудшающихся условий его функционирования. Используемый при этом синтетический язык описания обусловлен необходимостью охвата всего спектра человеческих представлений или мировоззрения. Это, в свою очередь, предопределяет его специфику, связанную с необходимостью в построении целостной картины взаимосвязей различных процессов на основе общей идеи их функционирования или, иначе говоря, – смысловой нагрузки. Конечно, способность к восприятию информации, знания требует чувствования внутренней связи явлений, т.е. их подобия и, соответственно, своего языка, использующего сравнения или аналогии. Таким образом метод, использующий синтетический подход к изучению человека, базирующийся на использовании внутренних связей по их смысловой нагрузке, представляет собой метод аналогий, а используемый при этом язык описания, предполагающий существование всеобщей внутренней связи подобных явлений – язык образных сравнений. Так, используются термины из различных областей знания при непременном условии их образности, чтобы сочетание этих образов способствовало постепенному прояснению их связи друг с другом. При этом каждый термин связан с соответствующим мыслеобразом, исходя из смысла его использования, получая таким образом свой контекст применения, поэтому язык метода аналогий можно назвать контекстным. Часто используемый термин связан со свойственным ему контекстом, но при описании обобщенных мыслеобразов или идей важно показать связь с уже привычными контекстными представлениями – как это сделано, например, чтобы показать выражение принципа непрерывности процесса в его плавности при физических перемещениях.

Таким образом метод аналогий или подобия обусловлен необходимостью в синтетическом описании такой синтез-системы, как человеческий организм, для чего привлекается весь арсенал научного знания и, прежде всего – знания о самом человеке, представленного синтез-йогой или Агни-Йогой, и ее практическом применении, – для чего и создано АПГ.

02.02.2020